Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Новости проекта
Скидки для пользователей Schools.by в магазине 21vek.by
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 58 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 74 человека

«Экологическое воспитание социально-педагогическая проблема»

Дата: 26 января 2015 в 12:26

Общесадовое родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание социально-педагогическая проблема»

Форма проведения: устный журнал;

 

Цель: повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей; вовлечение родителей в совместную с ДЦРР экологически-ориентированную деятельность; Создание в ДЦРР атмосферы общности интересов в контексте решения задач по экологическому воспитанию дошкольников.

 

 

План проведения:

1 страница: Теоретический аспект «Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема»- зам. зав. по ОД Чернущик И.Р.

2 страница: Музыкальный салон «Муравьишка ищет секреты здоровья»

-музыкальная композиция в исполнении участников кружка «Соловушка», руководитель Гулецкая Р.И.

3 страница: Экологическая кладовая. « О значении природного окружения для развития речи пятилеток»; Экологическая разминка «Найди  лишний предмет» - учитель-дефектолог Махнева О.П.

4 страница: Исследовательская лаборатория «Как проводить экологические эксперименты дома» - воспитатель Гостинецкая Н.В.

5 страница: Друзья наши меньшие. «Значение домашних животных для нравственного воспитания ребенка» - педагог-психолог Пухальская Н.Р.

6 страница: Художественная мастерская. «Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании». Выставка рисунков детей посещающих кружок «Волшебная кисточка» - руководитель Куклинская О.В.

Литература:

  1. Л.Е. Осипова «Родительские собрания в детском саду» 2008, ООО «Издательство Скрипторий 2003»;
  2. Т.В. Иванова «Родительские собрания» 2009, Издательско-торговый дом «Корифей» Волгоград;
  3. Журнал «Управление образовательным учреждением» 2007 №3;

 

1.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества и, как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования.

Экология – наука  об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием  понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Выделю следующие образовательные и воспитательные задачи, которые мы решали в этом учебном году:

- углубить и расширить экологические знания;

- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные;

- развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;

- сформировать чувства бережного отношения к природе;

Конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на : а) массовые; б) групповые; в) индивидуальные.

К  массовым формам относятся работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДУ, массовые природоохранительные праздники; экологические фестивали, ролевые игры, работа на участке.

К групповым – экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологические занятия.

Индивидуальные формы предполагают наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, рисование, лепку.

 Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает умение делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Каждый момент знакомства с природой – это урок развития детского ума, творчества, чувства.  Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Окружающая природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, формирования у них гуманного отношения к представителям животного и растительного мира, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

Изучение природного окружения, формирование основ экологической культуры человека – одно из важных направлений работы нашего дошкольного центра. Эта работа осуществляется ежедневно, кропотливо и последовательно.

 Красота и многообразие природы в любое время года, сезонные  изменения непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая такие яркие явления, как листопад, метель, гроза, дети хотят понять их, задают вопросы и впоследствии объясняют, почему птицы улетают на юг, почему поздней осенью замерзают лужи, почему тает снег и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления.

В старшем дошкольном возрасте физиологические механизмы познания окружающего мира достигают довольно высокой ступени развития. Расширяются и обобщаются знания  о характерных явлениях природы. Дети с интересом познают окружающий мир. Задача взрослого – помочь ребенку сделать правильные выводы о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных, формировать понимание того, что человек – часть природы.

 

2. МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН.

«Муравьишка ищет секреты здоровья» - выступление участников кружка по пению. Руководитель – Гулецкая Р.И

 

 3.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ.

«О значении природного окружения для развития речи пятилеток»

Выступление учителя-дефектолога Махневой О.П.

Для развития мышления и речи детей необходим богатый чувственный опыт, получаемый ими  при восприятии различных предметов, мира природы, общественной жизни. Природа является важнейшим источником для развития речи ребенка.

     Прежде всего мир природы служит материалом для обогащения и активизации словаря ребенка. На занятиях, прогулках, экскурсиях дети знакомятся с названиями предметов и явлений, учатся обобщать и анализировать. Дети пятилетнего возраста уже знают такие понятия, как времена года, фрукты, овощи, зимующие и перелетные птицы, домашние и дикие животные, насекомые, цветы, деревья, кустарники, рыбы.

       Процесс понимания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества, помогает анализировать предмет и явление со всех сторон. Ребенок учится находить и определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, то есть учится элементарно объяснять наблюдаемое.  Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Передача знаний о природе активизирует ребенка на обязательное использование сложных предложений.

    При раскрытии причины ребенок употребляет сложноподчиненное предложение: «Дождь идет, потому что…». При описании предмета – простое распространенное предложение.

     Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, описывать, рассказывать.

       С целью развития речи детей на основе восприятия природного окружения в нашем дошкольном учреждении проводятся:

     - занятия;

     - наблюдения за природными явлениями в уголке природы;

    - экскурсии;

    - игры-эксперименты;

    - беседы о природе;

    - обучение детей составлению рассказов о природных явлениях и предметах;

    - чтение художественной литературы о природе.

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА «Найди лишний предмет»

    Большое значение для развития мышления и речи имеют упражнения, в процессе которых дети проводят классификацию предметов. Сейчас мы поиграем с вами в такую игру, а вы можете более простые варианты использовать для игры с ребенком дома, по дороге в детский сад, гуляя по улице.

     (Предлагается родителям выбрать один лишний предмет из четырех Лишний предмет определяется по несоответствию обобщающему понятию. Для игры берутся экологические категории)

  • Яблоко, арбуз, банан, мандарин. (Фрукты – ягода)
  •  Дуб, ель, акация, береза (Деревья – кустарник)
  • Воробей, голубь, ласточка, синица (Зимующие птицы – перелетная птица)
  • Чиж, грач, куница, скворец (Птицы – животное)
  • Собака, кошка, тетерев, рысь (Животные – птица)
  • Свинья, корова, лиса, кошка (Домашние животные – дикое животное)
  • Волк, белка, баран, еж (Дикие животные – домашнее животное)
  • Фиалка, гвоздика, полынь, ромашка (Цветы – трава)
  • Огурец, баклажан, яблоко, морковь (Овощи – фрукты)
  • Акула, дельфин, форель, семга (Рыба – животное)
  • Жук, бабочка, воробей, стрекоза (Насекомое – птица)

4.«Как проводить экологические эксперименты дома»

Выступление воспитателя Гостинецкой Н.В.

Рассказать родителям о пользе экспериментирования для познавательного развития ребенка. Привести несколько примеров экологических экспериментов.

«Как растение ищет свет?»

Для опыта понадобятся домашнее растение.

Предложите ребенку поставить растение у окна на три дня. Потом необходимо развернуть растение на 180 градусов и оставить еще на три дня.

В ходе опыта листья будут поворачиваться к окну.

Вывод: растению необходим свет для здорового роста. Листья движутся за светом. Это движение называется фототропизмом.

 

«Почему в океане нет зеленых растений на глубине больше 100 метров?

Для опыта понадобятся: два маленьких одинаковых растения в горшочках.

Вместе с ребенком поместите одно растение на солнце, а другое в темный шкаф. Оставьте растения на неделю. Через неделю сравните их цвет. Растение, которое было в шкафу, стало бледнее и завяло.

Вывод: для здорового роста растению необходим солнечный свет. Под действием света вырабатывается хлорофилл, он зеленого цвета. На глубину больше 100 метров не проходит солнечный свет, значит, там не может быть зеленых водорослей.

 

«Изюминки умеют пить»

Для опыта понадобятся: стакан воды, 10 изюминок.

Вместе с ребенком насыпьте изюм в стакан с водой и оставьте на ночь.

Утром можно наблюдать, как изюминки разбухли и стали гладкими.

Вывод: вода проникает а засохшую изюминку. Изюминка «пьет» воду, разбухает и становится больше.

 

«Дыхание листа»

Для опыта понадобятся: цветок в горшке, вазелин.

Намажьте вазелином верхнюю часть одних листочков и нижнюю поверхность других двух листочков. Ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. В результате опыта листья, на которых вазелин был снизу, завянут. Листья с вазелином сверху не пострадают.

Вывод: листья дышат нижней поверхностью листа, вазелин закрыл доступ воздуху, и листочки завяли. Значит, воздух необходим растениям для жизни.

 

«Живой росток»

Для опыта понадобятся: песок, небольшая емкость, верхушки морковок.

Наполните емкость песком. Предложите ребенку обильно полить его водой и посадить верхушки морковок, срезав низ. Поставьте емкость на свет. Поливайте водой в течение недели. В результате опыта на верхушках морковок начнут расти зеленые стебли.

Вывод: в верхушке моркови есть основание стебля и часть корня. Значит, из части корня или отростка ветки можно вырастить новое растение.

 

«В родительскую копилку».

Познакомить родителей с комнатными растениями, которые оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка, порекомендовать разместить их в детской комнате.

Детская комната – самая многофункциональная комната в квартире. Здесь ребенок спит, играет, занимается. Поэтому подходить к выбору растений надо очень серьезно и основательно. Главное правило – прежде чем разместить в детской растение, убедитесь, что оно не имеет острых шипов, колючих листьев, вредных ароматов, ядовитых плодов.

Хлорофитум – обладает потрясающим очистительным эффектом, поглощает формальдегиды. Растение очень неприхотливо в уходе.

Комнатная герань – этот цветок вырабатывает полезные соединения, которые благотворно воздействуют на здоровье человека при стрессах, неврозах, бессоннице.

Лавр – небольшой вечнозеленый кустарник, выделяющий вещества, которые благотворно воздействуют на здоровье человека при стрессах, неврозах, бессоннице.

Папортоник – растение с сильнейшей энергетикой, тонизирует нервную систему, помогает при стрессах.

Цикламен – идеальное растение для капризных детей. Его мягкое седативное воздействие будит в детях творческое начало.

С помощью цветов можно добиться и повышения влажности воздуха. Цветы, которым нужно много влаги, обычно возвращают ее через листья. Это фиалки, цикламены, папоротники.

Фикус – благодаря своим фитонцидным свойствам очищает воздух в комнате от токсинов.

Аспарагус – поглощает частицы тяжелых металлов.

Все виды цитрусовых обладают бактерицидными свойствами.

Драцена – ее можно отнести к самым мощным зеленым фильтрам. Она способна поглощать такие яды, как бензол, формальдегид, и обезвреживать их.

Нельзя размещать в комнате у ребенка следующие растения:

  • Кактусы – так как они имеют колючки.
  • Диффенбахию – в листьях растения содержится ядовитый сок.
  • Олеандр – все части растения ядовиты.
  • Примулу обратноконическую – листья вызывают аллергию.
  • Юкку алоэлистную – листья имеют острые края.

 

  1. О ДРУЗЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ. «Значение  домашних животных для нравственного воспитания ребенка». Выступление педагога-психолога Пухальской Н.Р,

Вы уверены, что  не хотите иметь дома никаких зверей? А ваш ребенок имеет на этот сет другое мнение, и с ним нужно считаться. Попробуйте поныть, может, то, что вы принимаете за каприз, на самом деле – заветная мечта вашего ребенка. Понаблюдайте за своим малышом, много ли у него друзей, во что он любит играть. Необщительному, замкнутому ребенку четвероногий друг необходим более чем кому-либо другому. Ведь общение с животным нужно не только для игр, но и для поддержания эмоционального равновесия. Ответственность за живых существ воспитывает в детях такие качества, как доброта, открытость, позитивное отношение к миру. Если вы не готовы завести собаку или кошку, может, вам стоит пойти на компромисс и подарить ему хомячка, птичку, морскую свинку или черепаху.

Нужно уметь правдиво объяснить ребенку, почему вы сейчас не можете завести домашнее животное. Например, во время отпуска вы всегда уезжаете из дома, с кем тогда оставлять животное? Или вы целый день на работе, ребенок в детском саду, а каково щеночку или котеночку быть целый день дома  одному? Кто будет гулять с собакой? Конечно, в ответ на этот вопрос ребенок станет  обещать, что будет сам ухаживать за животным. К сожалению, это не так. Даже подростки могут забывать про своих  питомцев, целиком перекладывая заботу о них на родителей. И все же не стоит запрещать ребенку в категорической форме :  «нет и все», необходимо каждый раз терпеливо объяснить ему почему.

 Что делать, если  ребенок принес в дом собачку самостоятельно? Ни в коем случае не выбрасывайте животное на глазах у ребенка! Такие сцены навсегда остаются в памяти и могут привести к нежелательным последствиям. Сдержитесь и не ругайте ребенка, потому что проявить жалость – не плохой поступок. Многие семьи именно таким способом обзаводятся домашними любимцами. Но если вы твердо решили не оставлять собаку в доме, расскажите ребенку, как вы поступите с ней. Постарайтесь выяснить все про приюты для собак и пристроить собаку таким образом. И опять же объясните ребенку, почему вы не можете оставить собаку у себя. Помните: как вы ведете себя в таких ситуациях, так и ребенок будет себя вести по отношению не только к животным, но и к людям.

Если же вы все-таки, к величайшей радости вашего ребенка, решились завести собаку, заводите и радуйтесь вместе с ним. Вот и у вас в доме появился прелестный щенок! Сразу объясните ребенку правила обращения с собаками:

  • не нужно дергать своего любимца за уши, хвост, лапы и т.д. Ему это может не понравиться. В лучшем случае он зарычит, а в худшем укусит;
  • никогда не смотрите собаке прямо в глаза. Она воспринимает это как вызов;
  • Не трогайте собаку, когда она ест. Это для нее одно из самых важных дел в жизни;
  • Нельзя дуть в морду собаке. Это может быть воспринято как знак превосходства.

Может кто-либо из присутствующих желает рассказать о своих домашних питомцах? Возможно, ваш рассказ поможет принять решение тем, кто еще только думает завести животное.

(желающие родители рассказывают о своих питомцах).

 

А сейчас, в качестве разминки, я проведу с вами шуточную викторину про насекомых. Подобную викторину вы можете провести для своих детей дома.

 

Викторина «Крылышки и лапки»

 

1.Сколько лап у паука? (восемь)

2.Летает, порхает, забот не знает. (бабочка)

3.Самое трудолюбивое насекомое. (муравей)

4.Она делает самую сладкую работу. (пчела)

5.Она лето красное пропела.(попрыгунья-стрекоза)

6.У нее так много ножек, что не сшить на них сапожек. (сороконожка)

7. Она по полю шла, шла и денежку нашла. (Муха-Цокотуха)

8.Кого подковал левша? (блоху)

9.У нее на красной спинке очень черные снежинки.(божья коровка)

10.Он жужжит, жужжит, жужжит, над полянкою кружит. (жук)

11.Кровососущее насекомое, боится фумитокса.(комар)

12.Он же, но умеет скользить по воде .(водомер)

13. Над запрудой вертолетик синий появился,

      Над водою полетал, полетал и скрылся. (стрекоза)

14. Очень любит на обед шарфик съесть вместо котлет. (моль)

 

А сейчас мы проведем игру «Чудо-дерево», которую вы тоже можете организовать с детьми в домашних условиях.

(Для игры используется искусственное дерево, у которого на ветках необычные плоды – нарисованные яблочки, на обратной стороне которых загадки про предметы и явления природы. В игре участвуют родители по очереди).

Загадки для чудо-дерева

 

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

(цапля)

 

Хоть с виду крепок он и тверд,

Но нежную имеет душу,

И хоть в тельняшку он одет,

Всю жизнь проводит он на суше.

(арбуз)

 

Сестра к брату в гости идет,

А он от сестры прячется.

(луна и солнце)

 

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

(ручей)

 

Меня   просят, меня ждут,

А пойду, все прятаться начнут.

(дождь)

 

Кто без нот и без свирели

Лучшие выводит трели?

(соловей)

 

Она и в озере, она ив лужице.

Она снежинкою над нами кружится.

(вода)

 

Угадайте, что за мост

В небе из цветных полос?

(радуга)

 

Он белесый и сырой

Опустился над землей.

Словно облако упало.

И домов не видно стало.

(туман)

 

Удивляет горожан

Темнокожий …(баклажан)

 

В холод белый и колючий,

В оттепель сырой, липучий.

(снег)

 

За долиной на просторе

Он стоит зимою голый.

Лето начинается –

В листья одевается.

(лес)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек

(желудь)

 

Стоит Алена:

Платок зеленый.

Тонкий стан.

Белый сарафан.

(береза)

 

Само с кулачок,

Красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко.

А откусишь – сладко.

(яблоко)

 

6.ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ.

«Роль изобразительного искусства в  экологическом воспитания» - Куклинская О.В. Выставка рисунков кружка «Волшебная кисточка».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.