Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 62 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 76 человек

Адаптация вновь поступивших детей

Дата: 22 января 2015 в 13:45, Обновлено 26 января 2015 в 13:00
Автор: Авдей Н. Е.

Адаптация вновь поступивших детей.

 

Подготовила: заместитель заведующего по ОД  И.Р. Чернущик

 

Дошкольное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Главной задачей ДУ является всестороннее развитие личности ребенка.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, о которых должны знать родители.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к детскому саду, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в детском саду. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма.

Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко – у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на то, что чем раньше ребенок отдан в дошкольное учреждение, тем более он будет коллективистски настроен  в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы – в дальнейшем такой ребенок может не испытывать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

 Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, чем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолевать не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к д\саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов, средний срок адаптации в норме составляет: в яслях -7-10 дней, в детском саду в 3 года – 2-3-     недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.

Дети, у которых сформированы навыки положительного взаимоотношения, легко входят в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к товарищам, стремятся придти на помощь.

Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче.

Первый этап подготовки детей в ДУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках, организации родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации.

Второй этап подготовки ребенка к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы:

-индивидуальные консультации;

- посещение адаптационной группы кратковременного пребывания, занятий в «Материнской школе»;

- знакомство родителей с соответствующей литературой по адаптации;

Главное на этом этапе – это знакомство ребенка с дошкольным учреждением, привыкание к режиму. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья ребенка.

Основные принципы работы по адаптации детей:

  1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.
  2. Постепенное заполнение групп (прием 2-3 детей в неделю).
  3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой).
  4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду.
  5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у ребенка привычек.
  6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Показатели адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения:

Исследователи выделяют три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям:

- острый (дезадаптации). Более или менее выражено рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В этот период происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, сверстниками, в речевой активности, игре, функционировании нервной системы;

- подострый (адаптации). В рамках этого периода ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности разных систем, их функционирование стабилизируется. Нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней), развиваются            игровая деятельность и речевая активность;

- компенсации  (адаптированности к определенным социальным условиям). В этот период нормализуются и достигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые показатели процесса адаптации ребенка.

Характер и особенности первых двух периодов позволяют классифицировать процесс адаптации по степени тяжести (легкая, средняя, тяжелая). У детей тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду.

Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах месяца, дошкольного – 10-15 дней)

- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней), аппетита (норма по истечении 10 дней);

- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20-30 дней;

- характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.

Если данный этап растягивается до 30-40 дней, то это средняя адаптация. Все нарушения выражены более ярко и длительно: сон и аппетит восстанавливается в течение 20-40 дней, речевая активность 930-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается.

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявления агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии.

При тяжелой адаптации, как правило дети заболевают в течении первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

 Именно с целью легкой адаптации ребенка к дошкольному учреждению организуются адаптационные группы кратковременного пребывания и «Материнская школа».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.