Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 62 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 76 человек

Консультация на тему: «Игра как средство формирования основ радиационной безопасности у дошкольников»

Дата: 26 января 2015 в 13:37, Обновлено 27 января 2015 в 11:23
Автор: Авдей Н. Е.

Консультация на тему: «Игра как средство формирования основ радиационной безопасности у дошкольников».

Подготовила: Заместитель заведующего по основной деятельности Чернущик И.Р.

В решении проблем охраны природы исключительно важное значение имеет педагогический аспект, предполагающий воспитание у детей высокой культуры обращения с природой, ответственности за сохранность ее объектов. Сознательное, бережное отношение к ней каждого человека должно формироваться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

Основной психологической характеристикой отношения человека к действительности является личностный смысл, который    объект приобретает для человека. Воспитательное значение полученных знаний определяется как их содержанием, так и конкретными методами и приемами обучения и воспитания детей, обеспечивающими правильное усвоение и применение данных знаний в практической деятельности.

Дети дошкольного возраста с ранних лет должны знать об экологических проблемах в родном поселке, городе; о радиации и ее основных источниках; иметь первоначальное представление о радионуклидах и местах их обитания; о влиянии радиации на организм человека и на природу в целом; об основных способах защиты от радиации. Данную работу эффективно начинать в группе «Фантазеры». Старшие дошкольники могут усвоить основные правила пользования средствами личной гигиены, ухода за своей одеждой и обувью, овладеть навыками уборки помещения, знать основные правила поведения на улице, в лесу, на лугу и у водоема.

Приобщение детей с раннего возраста к экологическим, гигиеническим и оздоровительным мероприятиям наиболее актуально в ДУ, программа которого предусматривает заботу о здоровье и физическом развитии ребенка, включает привитие навыков личной гигиены, культуры поведения, физкультурно-оздоровительные мероприятия и закаливающие процедуры.

СОДЕРЖАНИЕ знаний по радиационной безопасности детей старшего дошкольного возраста может включать следующие направления работы:

  • расширение понятий и знаний ребенка о самом себе как живом существе (строение и функционирование органов и систем, роль чувственной сферы);
  • формирование у детей основных ценностей здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и их влияние на здоровье человека;
  • воспитание культуры поведения в природных сообществах, подвергшихся радиационному загрязнению (не гулять на пыльной дороге, не собирать ягоды и грибы в низких заболоченных местах, не разводить костры и т.д.);
  • знакомство с основными радиоэкологическими понятиями, находящимися в пределах детской досягаемости («радиация», «радионуклид», «радиационной фон», «дозиметр», «доза облучения» и др.);

 

Формирование осознанно правильного отношения к природе у дошкольников наиболее эффективно происходит благодаря игре как наиболее доступной и эмоциональной детской деятельности. Особое место принадлежит дидактической игре.

При разработке данных игр необходимо придерживаться следующих классических положений психолого-педагогической науки: старшим дошкольникам доступна и интересна игра как форма организации детской деятельности; она вызывает приятные чувства и эмоции, снижает общую напряженность; игра способствует развитию самых разных психологических процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения и т. д. Необходимо учитывать педагогические принципы при составлении серии игр: научность информации, системность знаний, взаимосвязь материала предыдущих игр с последующими, принцип «от простого к сложному», доступность и учет возрастных особенностей.

Игры данной тематики можно классифицировать по двум признакам:

  1. по типу дидактических игр: предметно-дидактические, сюжетно-дидактические, словесно-дидактические, наглядно-дидактические, подвижно-дидактические;
  2. по содержанию: о правилах здорового образа жизни, об основных понятиях радиоэкологии, о правилах поведения в ситуации радиационного риска.

 

На первых этапах работы с детьми по обучению радиационной безопасности рекомендуется ответить на вопросы, отражающие их представления о радиации и ее влиянии на живой организм, а также знания о способах индивидуальной защиты и личной гигиены в местах радиационного загрязнения.

Можно предложить детям изобразить радиацию на бумаге а виде известного им сказочного персонажа.  Здесь дети могут нарисовать отрицательных героев (Змея Горыныча, Бабу Ягу, злую колдунью, волка), что будет свидетельствовать об адекватном восприятии детьми такого явления, как радиация, и отождествление ее со злом.  Могут изобразить неопределенный образ (облака, линии, круги), или нарисовать что-либо на отвлеченную тему, что подтвердит мысль об отсутствии конкретных знаний детей о радиации.

Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с основами радиационной безопасности позволяет:

  • познакомить детей с понятием «радиация», ее составляющими компонентами, влиянием на организм человека;
  •  выработать у них чувство разумной осторожности при проживании и организации жизнедеятельности в условиях радиоактивного загрязнения;
  • Сформировать у детей умения и навыки, которые помогут им избегать  опасного воздействия радиационных излучений в повседневной жизни человека.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.