Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Новости проекта
Скидки для пользователей Schools.by в магазине 21vek.by
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 58 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 74 человека

Консультация на тему: «Игра как средство формирования основ радиационной безопасности у дошкольников»

Дата: 26 января 2015 в 13:37, Обновлено 27 января 2015 в 11:23

Консультация на тему: «Игра как средство формирования основ радиационной безопасности у дошкольников».

Подготовила: Заместитель заведующего по основной деятельности Чернущик И.Р.

В решении проблем охраны природы исключительно важное значение имеет педагогический аспект, предполагающий воспитание у детей высокой культуры обращения с природой, ответственности за сохранность ее объектов. Сознательное, бережное отношение к ней каждого человека должно формироваться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

Основной психологической характеристикой отношения человека к действительности является личностный смысл, который    объект приобретает для человека. Воспитательное значение полученных знаний определяется как их содержанием, так и конкретными методами и приемами обучения и воспитания детей, обеспечивающими правильное усвоение и применение данных знаний в практической деятельности.

Дети дошкольного возраста с ранних лет должны знать об экологических проблемах в родном поселке, городе; о радиации и ее основных источниках; иметь первоначальное представление о радионуклидах и местах их обитания; о влиянии радиации на организм человека и на природу в целом; об основных способах защиты от радиации. Данную работу эффективно начинать в группе «Фантазеры». Старшие дошкольники могут усвоить основные правила пользования средствами личной гигиены, ухода за своей одеждой и обувью, овладеть навыками уборки помещения, знать основные правила поведения на улице, в лесу, на лугу и у водоема.

Приобщение детей с раннего возраста к экологическим, гигиеническим и оздоровительным мероприятиям наиболее актуально в ДУ, программа которого предусматривает заботу о здоровье и физическом развитии ребенка, включает привитие навыков личной гигиены, культуры поведения, физкультурно-оздоровительные мероприятия и закаливающие процедуры.

СОДЕРЖАНИЕ знаний по радиационной безопасности детей старшего дошкольного возраста может включать следующие направления работы:

  • расширение понятий и знаний ребенка о самом себе как живом существе (строение и функционирование органов и систем, роль чувственной сферы);
  • формирование у детей основных ценностей здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и их влияние на здоровье человека;
  • воспитание культуры поведения в природных сообществах, подвергшихся радиационному загрязнению (не гулять на пыльной дороге, не собирать ягоды и грибы в низких заболоченных местах, не разводить костры и т.д.);
  • знакомство с основными радиоэкологическими понятиями, находящимися в пределах детской досягаемости («радиация», «радионуклид», «радиационной фон», «дозиметр», «доза облучения» и др.);

 

Формирование осознанно правильного отношения к природе у дошкольников наиболее эффективно происходит благодаря игре как наиболее доступной и эмоциональной детской деятельности. Особое место принадлежит дидактической игре.

При разработке данных игр необходимо придерживаться следующих классических положений психолого-педагогической науки: старшим дошкольникам доступна и интересна игра как форма организации детской деятельности; она вызывает приятные чувства и эмоции, снижает общую напряженность; игра способствует развитию самых разных психологических процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения и т. д. Необходимо учитывать педагогические принципы при составлении серии игр: научность информации, системность знаний, взаимосвязь материала предыдущих игр с последующими, принцип «от простого к сложному», доступность и учет возрастных особенностей.

Игры данной тематики можно классифицировать по двум признакам:

  1. по типу дидактических игр: предметно-дидактические, сюжетно-дидактические, словесно-дидактические, наглядно-дидактические, подвижно-дидактические;
  2. по содержанию: о правилах здорового образа жизни, об основных понятиях радиоэкологии, о правилах поведения в ситуации радиационного риска.

 

На первых этапах работы с детьми по обучению радиационной безопасности рекомендуется ответить на вопросы, отражающие их представления о радиации и ее влиянии на живой организм, а также знания о способах индивидуальной защиты и личной гигиены в местах радиационного загрязнения.

Можно предложить детям изобразить радиацию на бумаге а виде известного им сказочного персонажа.  Здесь дети могут нарисовать отрицательных героев (Змея Горыныча, Бабу Ягу, злую колдунью, волка), что будет свидетельствовать об адекватном восприятии детьми такого явления, как радиация, и отождествление ее со злом.  Могут изобразить неопределенный образ (облака, линии, круги), или нарисовать что-либо на отвлеченную тему, что подтвердит мысль об отсутствии конкретных знаний детей о радиации.

Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с основами радиационной безопасности позволяет:

  • познакомить детей с понятием «радиация», ее составляющими компонентами, влиянием на организм человека;
  •  выработать у них чувство разумной осторожности при проживании и организации жизнедеятельности в условиях радиоактивного загрязнения;
  • Сформировать у детей умения и навыки, которые помогут им избегать  опасного воздействия радиационных излучений в повседневной жизни человека.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.