Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 71 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 83 человека

Консультация на тему: «Основные формы, методы и средства формирования  сознания экономного и бережного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста»

Дата: 17 января 2017 в 09:09
Автор: Авдей Н. Е.

Консультация на тему:

«Основные формы, методы и средства формирования  сознания экономного и бережного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста»

Заместитель заведующего по основной деятельности Чернущик И.Р.

Декабрь, 2016

Знание основ экологической культуры  детьми дошкольного возраста способствует формированию правильного миропонимания, приобретению элементарных навыков ориентировки в окружающем мире, воспитанию социально активной  личности, правильному поведению в социуме. Экономическое воспитание не только приближает ребенка к реальной жизни, содействует приобретению навыков разумного потребления природных богатств, экономному использованию электроэнергии, воды и тепла, но и обучает его ориентироваться в происходящем. Для того чтобы дети со всей серьезностью относились к воспитанию в себе экономических качеств, рядом с ними должен находиться взрослый человек, который  показывал бы образец достойного поведения.

 Если ребенок с первых лет жизни будет видеть  и в детском саду, и дома пример бережного отношения взрослых к окружающему миру, если он будет усваивать понятия энерго- и ресурсосбережения на занятиях, в различных видах деятельности, то из него вырастет личность с высоким уровнем гражданской ответственности. Если мы сегодня не научим детей правилам экономического и  экологически грамотного поведения, то завтра нас ждут новые экономические и экологические катастрофы.

 Приобщение ребенка к экономической действительности – одна из сложных и в тоже время важных задач педагогики.

Цель работы по энерго – и ресурсосбережению – показать ребенку окружающий его  рукотворный и природный  мир  как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить  соответствующим формам поведения.

  Особое место следует уделить созданию в группе предметно-развивающей среды:

  • Организовать зону исследовательской познавательно-практической деятельности детей (микроскоп, природный материал, песок, вода, увеличительные стекла, наборы для опытов с магнитом, огнем и т.д.);
  • Подготовить разнообразный развивающий и иллюстративный материал по ознакомлению детей с понятиями «свет», «тепло», «вода», «экономия», «бережливость»;
  • Оформить карточки-сберегалочки ;
  • Подобрать художественные произведения, литературу с доступной информацией по экономическому воспитанию (книги, альбомы, энциклопедии, журналы и др.);
  • Изготовить игрушки – макеты электро- и других домашних приборов;
  • В зоне игровой деятельности- сюжетно-ролевые игры, дидактические, развивающие  связанные с экономией и бережливостью: «Супермаркет «Буслик», «Рекламное агентство», « Банк», «Энергознайка», «Бюджет семьи», «Доходы и расходы».
  • В разделе микрокабинета воспитателя – набор вариативных заданий для воспитанников по экономическому воспитанию, логические кроссворды, алгоритмические задания к проектам.

Основной целью организации работы с  детьми является воспитание экологического сознания, привлечение внимания к проблемам использования и экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды. Педагоги должны способствовать получению информации детьми  об энергии и энергетических процессах, источниках энергии и их роли в жизни человека; создать условия для формирования правил эффективного использования энергоресурсов и воспитания ответственности, экономного и бережного отношения к электроэнергии, теплу, воде, природным богатствам страны.

Проводя работу по образовательной области «Ребенок и общество», необходимо формировать представления о человечестве как  семье на планете Земля, убеждать детей в необходимости личного вклада в восстановление экологического баланса планеты, соблюдение норм экономии и бережливости. Формировать знания о расходах бюджета и стремление быть бережливыми. Дать элементарные представления о родном городе, поселке (просмотр фильмов о работе местных ГЭС и водоканала с целью формирования у детей представления о том, как много затрачено сил, средств и энергии для того, чтобы в домах и учреждениях было тепло, светло, и всегда была вода).

По образовательной области «РРРРебенок и природа»:

- обучать умению устанавливать связи между явлениями природы, находить причины и следствия событий, прогнозировать результат от своих действий;

- развивать детскую поисково-исследовательскую деятельность (проведение опытов, наблюдений, поиск информации в литературе);

- формировать , в том числе на основе исследовательской деятельности, экологическую культуру и первичные навыки рационального природопользования;

- расширять словарный запас за счет введения новых, доступных детскому пониманию терминов.

Участвуя вместе с педагогом в проведении исследований, связанных с физическими явлениями, знакомясь с их практическими последствиями, ребенок делает для себя своеобразные открытия и запоминает их надолго. Активизируем его практическую деятельность , связанную с энергосбережением, различными конкретным поручениями и доступными заданиями. Например, просьбами проверить, не течет ли из крана вода, плотно ли закрыты двери, везде ли при необходимости выключен свет и т.п. В результате из объекта, поглощающего информацию, ребенок превращается в активный  субъект образовательной деятельности. Задачи по воспитанию у детей культуры энергосбережения педагоги решают в ходе игровой, театрализованной, трудовой и художественной деятельности.

Игровая деятельность.

Игра для детей дошкольного возраста – основной вид деятельности. В частности, дидактические игры расширяют кругозор ребенка и формируют его представления об окружающем мире. К  примеру, нелегко освоить такие понятия, как «энергия», «ток», «электричество». На помощь приходят парные картинки, лото, пазлы, словесные и другие дидактические игры.

В сюжетно-ролевой игре, где дети могут исполнять роли членов семьи или руководителей производства, воспитываются азы мировоззрения будущего семьянина и гражданина своей страны, настоящего рачительного хозяина.

 Театральные игры или игры-драматизации используются для привлечения внимания общественности к идее энергосбережения в ходе выступлений перед родителями, другими группами зрителей.

Трудовая деятельность:

-формировать навыки бережного  отношения к продуктам деятельности человека, ресурсосбережения (экономить свет, тепло),                 представления о том, что труд человека должен учитывать закономерности развития природы;

- дать представления о профессиях людей, занятых в энергетике и других отраслях управления  природными ресурсами;

Детям дошкольного возраста вполне по силам следить за чистотой территории, экономией водных ресурсов, тепла, своевременно выключать свет.  Можно осуществлять природоохранную деятельность  наподобие игры с правилами – распределяются роли, определяются победители. Ее практический результат  повышает значимость проделанной работы  как в глазах ребенка, так и в глазах его сверстников и родителей.

Художественная деятельность.

 В процессе формирования у воспитанников культуры энергосбережения большая роль отводится развлечениям, досугам, музыкальным занятиям с привлечением родителей. Семейный поиск разрешения моделируемых ситуаций помогает выработать совместные формы и нормы энергосберегающего поведения, научить этому других.

  Основами бережливости дети эффективно овладевают в различных видах художественно-эстетической деятельности: рисование, лепка, аппликация. Детские рисунки об энергетических проблемах становятся поводом к размышлению о будущем нашей страны и планеты не только для их маленьких авторов, но и для взрослых.

  Широкие возможности связаны с чтением для детей художественной литературы из серии «Экономия и бережливость». После прочтения рассказов, стихов, сказок следует провести с детьми беседу, разыграть проблемные ситуации, решить экономические задачи. Дети охотно откликаются на предложение самим сочинить короткие  тематические рассказы и сказки,  основанные на жизненных реалиях. Хороший результат дает также использование педагогом пословиц и поговорок, связанных с вопросами экономии и бережливости.

   Эффективность воспитания культуры ресурсо- и энергосбережения заметно повышается в процессе создания специальных условий: достойного личного примера, организации работы с родителями, создания  предметно- развивающей среды, использование игровых  форм обучения.

  Использование  игровых форм обучения.

В детском мышлении доминируют  эмоционально-чувственные, интуитивные, образные процессы познания, поэтому формирование у них навыков экономии и бережливости, в первую очередь, связано с эмоциональными переживаниями.  Следует мотивировать детей к энергосберегающему поведению. Обсуждать правильные и неправильные  поступки, поощрять их достойное  поведение с использованием призов, наград, морального стимулирования.

 В результате такой работы, у воспитанников формируется бережное отношение к природным ресурсам; повышается ответственность за состояние ближайшего природного окружения, культура обращения с энергоресурсами;  приобретение навыков активного участия в охране природы, грамотном потреблении  водо- и  энергоресурсов.

 Необходимо также осуществлять постоянное сотрудничество с родителями, ведь семья для ребенка – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. В процессе такого сотрудничества формируем у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам на воспитание ребенка, а у детей - уважительное отношение к своим близким. Практика свидетельствует о том. что если ребенок не будет иметь постоянного примера разумного отношения к природе и ее ресурсам, то мотивация его правильного поведения по отношению к ним постепенно будет ослабевать.

 Можно использовать в работе с родителями следующие формы:

- акции добрых дел;

- анкетирование родителей для выяснения уровня экономного расходования природных ресурсов в быту;

-изготовление родителями совместно с детьми «карточек- напоминалочек» по энергосбережению;

- проведение конкурсов : «Самая  бережливая семья», «Коллекция энергоэффективных советов»;

- проведение взрослыми и детьми домашних исследований по расходованию природных ресурсов;

- участие в тематических досугах «Бережем энергию»;

- выпуск семейных альбомов и газет по теме «Энерго- и ресурсосбережение»;

- создание информационных уголков для родителей;

- родительское собрание «Азы бережливости».

  Родители принимая активное участие в работе по формированию у детей бережного отношения к природным богатствам, энергоресурсам, собственным положительным примером приучат их к бережливости; пополнят свои знания в вопросах энергосбережения, с пользой для семейного бюджета будут экономить энергоресурсы.

Литература: журнал «Пралеска», №6 2015 г.,  Е.В. Глущенко, М,Ю. Денисова, Л.В. Рывкина «Я в стране своей живу – свет и воду берегу!» Мозырь «Белый Ветер» 2012.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.