Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 59 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 74 человека

Методика проведения прогулки с детьми летом

Дата: 26 января 2015 в 13:42

Методика проведения прогулки с детьми летом.

Подготовила: заместитель заведующего по ОД  И.Р. Чернущик

 

Напомню, что методика – это совокупность методов обучения (прямого или косвенного воздействия), направленных на практическое выполнение или усвоение чего-либо.

 Дети на прогулке попадают в частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств среду. Это следует использовать для развития и воспитания детей. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке, - это огромный мир природы, с которым его необходимо познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно относиться.

Основной метод обучения – это наблюдение. Ежедневно необходимо проводить запланированные наблюдения за изменениями  природы с детьми.  Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки воспитатель должен уточнять, закреплять знания, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений.

 Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих моментов. Удержать внимание детей очень непросто. Поэтому наблюдения должны быть короткими (не более 7-10 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций детей при виде их; во-первых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства.

  Чтобы продлить интерес к рассматриванию, воспитатель должен привлекать детей к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим; вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Главное – не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения.

Интерес к ежедневным наблюдениям должен поддерживаться тем, что детям каждый раз следует предлагать новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за растениями, животными, птицами и насекомыми перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

Наблюдения за растениями.

Знакомство  с многообразием растительного мира начинается с самого яркого и впечатлительного – с цветов. На протяжении довольно длительного времени (с весны до поздней осени) детей неизменно привлекают их яркие краски, запахи, непрерывная сменяемость видов.

Воспитатель обращает внимание детей на цветы на клумбах. Медленно обходя вокруг клумбы дети отыскивают цветы разного цвета, формы, запаха.

При этом следует отметить, что листья у всех цветов одинакового цвета- желтого.

Затем задания усложняются: отыскать 1-2 цветка по названию (тюльпан, колокольчик), отыскать тюльпаны разной расцветки, называя ее.

Помогая старшим детям выделять основные части растения, воспитатель предлагает им проводить пальцем и называть: «Стебель, листья и т.д.».

Во время целевых прогулок к огородным грядкам дети открывают для себя, что одни  овощи видны, они красуются на грядках, другие нужно разыскивать в листве. Почему трудно отыскать огурец, решают все вместе. Некоторые овощи сидят глубоко в земле, их вытащить непросто. Стараясь вытащить морковь, дети начинают понимать смысл вовремя сказанной загадки про нее. Начинают различать овощи по характерным признакам формы, цвету и величине. Можно предложить детям обследовать те или иные овощи: погладить (гладкая репа, шероховатый огурец), надавить (твердый), попробовать на вкус. Дети с помощью взрослого решают, какие овощи едят сырыми, какие нужно варить. К такому разговору подготавливает их стихотворение Ю.Тувима «Овощи». Все вместе вспоминают, кто из животных любит грызть морковку, капусту. Младшие дети учатся называть 3-5 овощей, старшие – до 7-8.

Дети знают, где растут яблоки, сливы, смородина, клубника. Если есть возможность, следует показать им цветущие и плодоносящие фруктовые деревья. Объяснить, что эти цветы не рвут, потом из них получаются плоды.

Обращая внимание детей на незрелые ягоды смородины уместно рассказать фрагмент сказки К.Ушинского «Умей обождать». Художественное слово способствует лучшему усвоению новых понятий. Теперь уже каждый раз, заметив незрелую ягоду, дети будут произносить: «Умей обождать!».

Показывая яркие крупные ягоды малины, воспитатель рассказывает, что малину любят все: и люди, и птицы, и медведь. Уточняет: кусты колючие, ветви густые, не так просто добыть сладкую ягоду.

Знакомя детей с кустом, воспитатель отмечает: у куста тоненькие веточки, на них растут листья. Дети аккуратно дотрагиваются до них. Следует отметить отличительные особенности дерева: «Высокое, ветки толстые, листья не достать – высоко. Можно потрогать лишь ствол. У одних деревьев он тонкий: можно обхватить руками, а у других – толстый. Нужно вдвоем взяться за руки, тогда обхватишь такой ствол. Рассматривая с детьми дерево, следует пояснить : «Дуб высокий, дерево-великан, могучий богатырь. Налетит ветер, закачает деревья, а дуб стоит, не шелохнется. Только листья пошелестят и успокоятся».

 В другой раз все останавливаются у березы. Дети самостоятельно отмечают: береза высокая, ствол тонкий, белый. По предложению воспитателя они проводят руками по стволу, слушают пояснения: «Гладкий, шелковистый ствол».

 Наблюдения за животными объектами требуют более тщательной подготовки. Сюда относятся: наблюдения за птицами домашними и дикими, домашними животными и их детенышами, дикими животными (ежик, черепаха).

Каждое новое наблюдение должно дополнять, расширять сведения о животных. Дети должны научиться называть части тела, характерные особенности, имитировать движения животных и птиц, получать знания воспитательного характера (забота о животных, чуткое отношение к живым существам.)

Наблюдения за птицами – благодатный материал для формирования у детей стойкого желания заботиться о живых существах, охранять их. Своим видом, поведением, голосовыми реакциями птицы вызывают ярко выраженную симпатию, желание заботиться о них, защищать птиц, что оказывает воспитателю неоценимую услугу в становлении черт характера каждого ребенка.

 Наблюдения за насекомыми являются интересными и особенно необычными.

 Крохотные существа вызывают у детей противоречивые чувства. С одной стороны восторг и радость при виде мотылька, божьей коровки, с другой стороны – настороженность и даже враждебность (к жуку, гусенице). Беззащитность, внешний вид, движения, издаваемые звуки, доступность насекомых вызывают интерес и желание сжать, попытаться оторвать крылышко и т.д. Взрослый должен быть  внимательным, не допускать, чтобы дети брали насекомых в руки (могут схватить и пчелу); объяснить, что насекомому будет больно, к тому же нельзя букашке мешать – у каждого насекомого свои дела. Если кто-то хочет ближе познакомиться с насекомыми, предупредить: это нужно делать осторожно, потихоньку приблизившись, не обижая и не мешая маленькому существу.

Увидев бабочку, дети приходят в восторг. Взрослый предлагает полюбоваться, какие у нее красивые крылышки, как она порхает, перелетает с цветка на цветок. Все решают: бабочка – живой цветок. Можно организовать наблюдение за бабочкой, посадив ее в большую стеклянную банку, внутри которой помещают небольшую ветку, спрыснутую сахарным сиропом. Сверху банку прикрывают марлей. Дети располагаются вокруг. Взрослый медленно поворачивает банку, чтобы было видно всем. Показывая на крылышки бабочки, головку с хоботком, комментирует: «Осторожно перебирает бабочка лапками по ветке, взмахивает крылышками, хоботком пробует листики – пьет сок». Объясняет , что в руки ее брать нельзя, можно поломать хрупкие крылышки. В конце обязательно нужно осторожно достать из банки веточку с бабочкой, сказать вместе с детьми: «Лети к своим друзьям! Прилетай еще к нам в гости!».

Таким же образом, рекомендуется наблюдать за другими насекомыми.

 Наблюдая за сезонными и погодными явлениями в природе, следует отметить, что летом солнце светит ярко. Всюду цветут цветы: на клумбе, в поле, на лесной полянке. Вокруг порхают бабочки, мотыльки, они – как живые цветы. И сами дети в ярких одеждах – как цветы. Все нарядное, красивое. Лето – красное, красивое. А что значит «солнце припекает?» Где лучше книжку читать, рисовать: в тени под деревьями или на площадке перед верандой? А почему дети стали похожи на шоколадки? Это все солнце жаркое постаралось.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.