Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 59 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 74 человека

Методы работы с художественным словом

Дата: 26 января 2015 в 13:45

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СЛОВОМ

Подготовила: заместитель заведующего по ОД  И.Р. Чернущик

 

Методы работы с детьми над художественным произведением, которые мы используем в работе, можно условно разделить на три группы:

  1. Методы, помогающие ребенку воспринимать авторские средства раскрывая идеи и образов произведения.
  2.  Методы, помогающие организовывать и систематизировать опыт детей, необходимый им в восприятии художественного произведения (рассматривание иллюстраций, репродукций, проведение экскурсий).
  3. Методы организации повторного переживания детьми впечатлений от чтения художественного произведения ( художественная  и игровая деятельность).

Методы, углубляющие восприятие детьми авторских средств раскрытия  идеи и образов произведения:

  1. Беседа по прочитанному.

Важный прием углубления восприятия детьми книги. Она дает возможность обратить внимание на главное, самое важное,  дает возможность детям показать свое отношение к героям произведения.

Наиболее сложным моментом в проведении занятия является переход от чтения к беседе. Этот переход должен быть незаметным, не сбивать эмоциональный настрой, вызванный чтением.

Отличительной чертой проводимых бесед является использование не только приема- вопросов , но  и приема – предложений (давайте представим, давайте напишем герою произведения). В процессе беседы привлекаем внимание детей к художественной форме литературного произведения, обучаем восприятию произведения в единстве формы и содержания, развиваем умение чувствовать позицию автора, углубляем сопереживание с литературным героем.

Вопросы беседы следует планировать заранее. Их содержание направляется на решение программных задач произведения. К составлению вопросов беседы следует предъявить определенные требования: они должны быть краткими, точно сформулированными, не быть однотипными.

Вопросы беседы по произведению любого содержания не должны побуждать к механическому воспроизведению текста, к односложным ответам. «Да», «Нет». Вопросы по возможности должны носить проблемный характер. Ребенка нужно учить думать над художественной книгой.

Нецелесообразно в начале беседы по художественному произведению давать вопросы, ведущие к обобщению, выводу, минуя углубленное восприятие конкретного литературного образа.

Беседа с элементами драматизации всегда проходит очень живо и интересно. Понимание литературного героя и отношение у нему углубляется не только в процессе разговора, но и в деятельности ребенка.

Беседа с использованием словесной игры, помогает ребенку войти в образ.

В отличии от игры-драматизации в словесной игре дети, беря на себя роль, не воспроизводят действия литературного героя, а проговаривают их. Словесная игра помогает ребенку глубже понять и прочувствовать суть образа, который раскрывается автором в сложном взаимодействии поступков и окружающей обстановки, борьбы мотивов. Проговаривание детьми в игре своих воображаемых действий в роли литературного героя побуждает их осознанно воспроизводить художественные описания, даже большие по объему, и одновременно переживать поведение героев в этой обстановке как участника события. Словесная игра способствует развитию образного видения, помогает глубже понять образы произведения.

Приемы углубления восприятия художественного произведения, помогающие ребенку перевоплотиться в образ литературного героя, психологически закономерны для детей дошкольного возраста. Они дают ребенку возможность переходить от чисто внешнего восприятия литературного героя к осмыслению черт характера, углубляют сопереживание с действующим лицом.  Беседа с использованием приема словесного рисунка помогает детям представить литературный образ, «увидеть» его даже тогда, когда нет иллюстраций. В ходе беседы детям предлагают рассказать, «как бы ты нарисовал?... Какого роста, во что одет, какого цвета глаза, волосы и т.д.». Если произведение произвело на детей сильное впечатление, понравился или не понравился литературный герой, дети с явной охотой берутся создавать его портрет в слове.

Воображаемый диалог ребенка с литературным героем – это один из приемов, стимулирующий детей выразить в слове свое отношение к художественному образу.

Это один из приемов, стимулирующий детей выразить в слове свое отношение к художественному образу. Например, обращение ребенка к литературному персонажу и предполагаемый ответ, который формирует и проговаривает сам ребенок.

Написание письма литературному герою, как и воображаемый  диалог, побуждает детей выразить свои чувства в слове. Такие письма следует писать не часто. Целесообразно писать их в канун праздников, завершение тематического чтения литературных произведений о людях разных профессией, когда у детей накоплено много знаний и важно помочь им осознать и выразить свое отношение к литературным образам и конкретным лицам.

Использование наглядности – как метод углубления восприятия.

Восприятие детьми художественного произведения углубляется при использовании наглядности. Наглядность имеет различные формы: речевая (выразительное чтение или рассказывание воспитателя, создающие звуковые образы), предметная (объекты реальной действительности, макеты, муляжи, игрушки), изобразительная (картины, иллюстрации, фотографии) двигательная (действия детей, соответствующие образу, выраженному в слове).

Методы организации повторного переживания художественного произведения.

Эффективным методом углубления восприятия ребенком является комментированный рисунок детей. После прочтения произведения детям предлагают нарисовать то, что им больше всего запомнилось, понравилось. Дети охотно рисуют, как правило, отображая главное. Рисуя, ребенок продолжает оставаться во власти художественного произведения, повторно переживая его содержание, домысливая, создает продолжение повествования по своему усмотрению, в цвете выражает свое отношение к героям книги.

Методы, подготавливающие восприятие детьми художественного произведения.

Для того чтобы полноценно воспринимать художественную книгу, нужны определенные знания, представления, словарный запас. Если в книге есть непонятные слова, их нужно объяснить до чтения произведения. Например, до чтения стихотворения Я.Купалы «Листопад» детям помогают понять и прочувствовать, что обозначает это слово. На прогулке воспитатель предлагает посмотреть, как падают листья с деревьев. Предлагает собрать листья, подбросить и посмотреть, как они кружатся и летят на землю. Воспитатель, деля слово на его смысловые части, произносит: «Листо-пад, листо-пад, падают лисья». Дети принимают игру. Подбрасывают листья и осознанно произносят «листо-пад2. Это ощутимо усвоенное понятие помогает легко, осознанно и эмоционально воспринимать стихотворение.

В рассказе И.Винокурова «Сквозь буран» есть слова «ущелье», «теснины», без понимания которых идея рассказа не может быть понята, так как степень риска летчика воспринимается только при понимании обстоятельства полета. Разъяснить эти слова по ходу рассказа – значит разбить целостность его восприятия. Поэтому накануне занятия можно показать набор иллюстраций на которых изображены скалы, ущелья, теснины. Содержание изображенного следует разъяснить, стараясь вызвать ощущение присутствия в этих местах. И, только когда дети хорошо поймут перечисленные слова, можно читать рассказ.

Стихи типа «Дуб», «Ива» И. Токмаковой хорошо воспринимаются детьми и легко запоминаются. Однако очень важно, чтобы дети перед занятием побывали, например, у ивы, потрогали, если возможно, ее гибкие ветви, попытались понять и прочувствовать то, что именно создает впечатление «плачущего» дерева. Здесь, у ивы, дети впервые должны услышать отдельные строки стихотворения. В группе организуется повторное восприятие, скорее даже переживание образа ивы.  Дети могут рассматривать иллюстрации с изображением ивы под аккомпанемент музыки. Дети в данном случае легко выделяют наиболее красивые места стихотворения, легко запоминают, рассказывают стихи и после занятия.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.