Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 59 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 74 человека

Организация занятий по физической культуре. Индивидуально-дифференцированный подход. Основные типы занятий

Дата: 26 января 2015 в 13:47

Организация занятий по физической культуре. Индивидуально-дифференцированный подход. Основные типы занятий.

Подготовила: заместитель заведующего по ОД  И.Р. Чернущик

 

Физкультурные занятия – основная форма развития оптимальной двигательной активности детей. Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом в формировании двигательной активности. Дети 5 – 6 лет обладают развитым творческим воображением и высокой потребностью в движениях.

 К моменту поступления детей в школу, должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных игр и упражнений.

Недостаточное развитие какого-либо умения снижает способность ребенка к усвоению новых двигательных действий и навыков, а также его двигательную активность. В связи с этим при планировании занятий по физической культуре необходимо учитывать взаимосвязь процесса обучения основным видам движений с развитием двигательных способностей детей.

 Отличительной особенностью старших воспитанников является познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность во время физкультурных занятий. Поэтому наряду с рациональной организацией ( разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя) важны определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующая творчество и инициативу детей.  Например, во время занятия  можно предоставить детям самостоятельно выбрать любимое пособие и выполнять с ним произвольные движения.

Каждое занятие по физической культуре должно приносить радость ребенку, пробуждать у него интерес, стимулировать творческую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью физ. инструктору, воспитателю необходимо широко использовать разные педагогические приемы  и методы, выбор которых определяется конкретной педагогической задачей, особенностями программного содержания, подготовленностью детей и другими условиями. Приемы руководства должны быть направлены на дальнейшее совершенствование и закрепление двигательных навыков и умений.

На каждом занятии решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Для успешного решения оздоровительных задач следует обеспечивать разностороннюю двигательную активность детей в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях, что приводит к нормализации всех функциональных процессов в организме, способствует его жизнедеятельности.

При разработке воспитательных задач важно обращать внимание на развитие самостоятельности, активности, на создание дружеской, доброжелательной атмосферы, на формирование морально-волевых качеств детей в процессе их двигательной деятельности. Необходимо также содействовать установлению правильных форм общения между детьми и взрослыми. Контроль и оценка движений педагогом должны поощрять стремление ребенка к самосовершенствованию.

Вместе с тем в старших группах особый акцент делается на решение образовательных задач – на овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формировании доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни, обогащении детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, их практической целесообразности. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием физических качеств и двигательных способностей детей, а также с формированием оптимальной двигательной активности.

Эффективность занятий по физической культуре во многом определяется пониманием основных целей, среди которых можно выделить:

  • удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
  •  обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;
  • формирование двигательных умений и навыков;
  • развитие необходимых физических качеств и двигательных способностей ребенка;
  • активизация мыслительной деятельности, поиск адекватных форм поведения в необычных ситуациях;
  • формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей;

Одним из условий успешного проведения физкультурных занятий является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Рационально распределить детей на две подгруппы, учитывая при этом три основных критерия: состояние здоровья, уровень физической подготовленности и двигательной активности.

В первую подгруппу входят дети первой группы здоровья, имеющие средний и высокие уровни ДА и хорошую физическую подготовленность.

Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения), с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленностью.

Установление двух подгрупп дает возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребенку.

В связи с тем, что дети первой подгруппы быстрее усваивают двигательные задания, то им достаточно просто показа, выполняемого в среднем темпе. Детям второй подгруппы необходим замедленный показ движений с четким и подробным объяснением. При этом всегда нужно создавать спокойную, доброжелательную обстановку на занятии.

Для каждой подгруппы дается свой подбор игр и упражнений в основных видах движений. Так, детям с высоким уровнем ДА предлагаются задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующие точности выполнения действий.  Для этих детей необходимы движения, способствующие развитию глазомера, силы и точности броска.

Детей с низким уровнем ДА следует вовлекать в более активную деятельность, предлагая игры и упражнения на развитие быстроты; скорости движения   и выносливости, на быстрое переключение с одного движения на другое, пробежки с постепенным увеличением скорости и дистанции. Для детей со средним уровнем ДА желательено усложнять двигательные задачи, подбирая вариативные задания. При этом особенно важно обращать внимание на качество выполнения движений.

Следует стремиться к осознанному восприятию детьми движений. Осознанное выполнение детьми движений может быть достигнуто с помощью словесных методов (объяснение, описание, анализ, оценка), использование которых также зависит от индивидуальных особенностей детей.

Большую роль в формировании двигательных навыков детей играют и такие методы, как анализ движения, его оценка.

При годовом планировании занятий по физической культуре особое внимание следует обращать на взаимосвязь содержания программного материала, опираться на принципы повторяемости и постепенного усложнения. В планирование для старших детей следует включать различные типы занятий.

Традиционное занятие – может носить обучающий, смешанный и вариативный характер. Обучающее направлено на ознакомление с новым программным материалом. Занятие смешанного характера направлено на разучивание новых движений и совершенствование освоенных ранее. Оно строится главным образом на повторении пройденного материала. Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но  включает усложненные варианты двигательных заданий ( в подвижных играх, на полосе препятствий, в играх – эстафетах).

Тренировочное занятие -  направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Оно включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания, направленные на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.

Игровое занятие – построено на основе разнообразных подвижных игр, игр – эстафет, игр-аттракционов.

Сюжетно-игровое занятие – строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир. Оно состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего, имитационного характера.

Занятие ритмической гимнастикой – проводится под музыку с включением разных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Разучивание движений на этих занятиях не проводится, так как весь программный материал должен быть хорошо знаком детям.

Занятие по интересам – детям представляется возможность самостоятельного выбора разнообразных движений с предлагаемыми пособиями. Это способствует развитию двигательных способностей и творчества детей.

Тематическое занятие – проводится по специальной методике и посвящено какому-либо одному виду физических упражнений: лыжи, элементы игры в теннис, баскетбол и др.

Комплексное занятие – направлено на синтез разных видов деячтельности. Через движение могут решаться задачи по разным разделам программы – по математике, развитию речи, конструированию и т. д.

Контрольно-проверочное занятие – итоговое занятие направленное на количественную и качественную оценку результатов, достигнутых детьми в основных видах движений и в развитии физических качеств. Основная цель занятия – быстрое выявление ошибок в технике выполнения движений и их устранение.

Занятие с элементами туризма -  проводится на воздухе, в ближайшем лесу или парке.  На данном занятии в условиях естественного природного окружения можно закреплять полученные ранее двигательные навыки и умения.

Занятие построенное на подвижных играх – состоит из нескольких подвижных игр на различные виды движений.

Занятие круговая тренировка – дети делятся на небольшие подгруппы и по кругу перемещаясь тренируются на различных спортивных снарядах.

Занятие по карточкам –  раздаются карточки с изображением различных движений. Дети называют действия, выполняют их, затем меняются карточками.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.