Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 62 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 76 человек

Организация занятий по физической культуре. Индивидуально-дифференцированный подход. Основные типы занятий

Дата: 26 января 2015 в 13:47
Автор: Авдей Н. Е.

Организация занятий по физической культуре. Индивидуально-дифференцированный подход. Основные типы занятий.

Подготовила: заместитель заведующего по ОД  И.Р. Чернущик

 

Физкультурные занятия – основная форма развития оптимальной двигательной активности детей. Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом в формировании двигательной активности. Дети 5 – 6 лет обладают развитым творческим воображением и высокой потребностью в движениях.

 К моменту поступления детей в школу, должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных игр и упражнений.

Недостаточное развитие какого-либо умения снижает способность ребенка к усвоению новых двигательных действий и навыков, а также его двигательную активность. В связи с этим при планировании занятий по физической культуре необходимо учитывать взаимосвязь процесса обучения основным видам движений с развитием двигательных способностей детей.

 Отличительной особенностью старших воспитанников является познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность во время физкультурных занятий. Поэтому наряду с рациональной организацией ( разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя) важны определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующая творчество и инициативу детей.  Например, во время занятия  можно предоставить детям самостоятельно выбрать любимое пособие и выполнять с ним произвольные движения.

Каждое занятие по физической культуре должно приносить радость ребенку, пробуждать у него интерес, стимулировать творческую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью физ. инструктору, воспитателю необходимо широко использовать разные педагогические приемы  и методы, выбор которых определяется конкретной педагогической задачей, особенностями программного содержания, подготовленностью детей и другими условиями. Приемы руководства должны быть направлены на дальнейшее совершенствование и закрепление двигательных навыков и умений.

На каждом занятии решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Для успешного решения оздоровительных задач следует обеспечивать разностороннюю двигательную активность детей в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях, что приводит к нормализации всех функциональных процессов в организме, способствует его жизнедеятельности.

При разработке воспитательных задач важно обращать внимание на развитие самостоятельности, активности, на создание дружеской, доброжелательной атмосферы, на формирование морально-волевых качеств детей в процессе их двигательной деятельности. Необходимо также содействовать установлению правильных форм общения между детьми и взрослыми. Контроль и оценка движений педагогом должны поощрять стремление ребенка к самосовершенствованию.

Вместе с тем в старших группах особый акцент делается на решение образовательных задач – на овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формировании доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни, обогащении детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, их практической целесообразности. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием физических качеств и двигательных способностей детей, а также с формированием оптимальной двигательной активности.

Эффективность занятий по физической культуре во многом определяется пониманием основных целей, среди которых можно выделить:

  • удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
  •  обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;
  • формирование двигательных умений и навыков;
  • развитие необходимых физических качеств и двигательных способностей ребенка;
  • активизация мыслительной деятельности, поиск адекватных форм поведения в необычных ситуациях;
  • формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей;

Одним из условий успешного проведения физкультурных занятий является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Рационально распределить детей на две подгруппы, учитывая при этом три основных критерия: состояние здоровья, уровень физической подготовленности и двигательной активности.

В первую подгруппу входят дети первой группы здоровья, имеющие средний и высокие уровни ДА и хорошую физическую подготовленность.

Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения), с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленностью.

Установление двух подгрупп дает возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребенку.

В связи с тем, что дети первой подгруппы быстрее усваивают двигательные задания, то им достаточно просто показа, выполняемого в среднем темпе. Детям второй подгруппы необходим замедленный показ движений с четким и подробным объяснением. При этом всегда нужно создавать спокойную, доброжелательную обстановку на занятии.

Для каждой подгруппы дается свой подбор игр и упражнений в основных видах движений. Так, детям с высоким уровнем ДА предлагаются задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующие точности выполнения действий.  Для этих детей необходимы движения, способствующие развитию глазомера, силы и точности броска.

Детей с низким уровнем ДА следует вовлекать в более активную деятельность, предлагая игры и упражнения на развитие быстроты; скорости движения   и выносливости, на быстрое переключение с одного движения на другое, пробежки с постепенным увеличением скорости и дистанции. Для детей со средним уровнем ДА желательено усложнять двигательные задачи, подбирая вариативные задания. При этом особенно важно обращать внимание на качество выполнения движений.

Следует стремиться к осознанному восприятию детьми движений. Осознанное выполнение детьми движений может быть достигнуто с помощью словесных методов (объяснение, описание, анализ, оценка), использование которых также зависит от индивидуальных особенностей детей.

Большую роль в формировании двигательных навыков детей играют и такие методы, как анализ движения, его оценка.

При годовом планировании занятий по физической культуре особое внимание следует обращать на взаимосвязь содержания программного материала, опираться на принципы повторяемости и постепенного усложнения. В планирование для старших детей следует включать различные типы занятий.

Традиционное занятие – может носить обучающий, смешанный и вариативный характер. Обучающее направлено на ознакомление с новым программным материалом. Занятие смешанного характера направлено на разучивание новых движений и совершенствование освоенных ранее. Оно строится главным образом на повторении пройденного материала. Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но  включает усложненные варианты двигательных заданий ( в подвижных играх, на полосе препятствий, в играх – эстафетах).

Тренировочное занятие -  направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Оно включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания, направленные на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.

Игровое занятие – построено на основе разнообразных подвижных игр, игр – эстафет, игр-аттракционов.

Сюжетно-игровое занятие – строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир. Оно состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего, имитационного характера.

Занятие ритмической гимнастикой – проводится под музыку с включением разных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Разучивание движений на этих занятиях не проводится, так как весь программный материал должен быть хорошо знаком детям.

Занятие по интересам – детям представляется возможность самостоятельного выбора разнообразных движений с предлагаемыми пособиями. Это способствует развитию двигательных способностей и творчества детей.

Тематическое занятие – проводится по специальной методике и посвящено какому-либо одному виду физических упражнений: лыжи, элементы игры в теннис, баскетбол и др.

Комплексное занятие – направлено на синтез разных видов деячтельности. Через движение могут решаться задачи по разным разделам программы – по математике, развитию речи, конструированию и т. д.

Контрольно-проверочное занятие – итоговое занятие направленное на количественную и качественную оценку результатов, достигнутых детьми в основных видах движений и в развитии физических качеств. Основная цель занятия – быстрое выявление ошибок в технике выполнения движений и их устранение.

Занятие с элементами туризма -  проводится на воздухе, в ближайшем лесу или парке.  На данном занятии в условиях естественного природного окружения можно закреплять полученные ранее двигательные навыки и умения.

Занятие построенное на подвижных играх – состоит из нескольких подвижных игр на различные виды движений.

Занятие круговая тренировка – дети делятся на небольшие подгруппы и по кругу перемещаясь тренируются на различных спортивных снарядах.

Занятие по карточкам –  раздаются карточки с изображением различных движений. Дети называют действия, выполняют их, затем меняются карточками.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.