Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 71 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 83 человека

Работа с педагогами

Дата: 31 октября 2017 в 09:36
Автор: Авдей Н. Е.

Семинар –практикум для педагогов «Общаться с родителем. Как?»

Цель: повышать эффективность взаимодействия в диаде «педагог-родитель» через развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями.

Оборудование: 2 листа ватмана, краски, карандаши, ножницы, клей, цветная бумага, журналы, памятка «Алгоритм самоанализа педагогической позиции в общении с родителями» (Приложение 1), «Алгоритм изменения отношения от нетерпимости к принятию» (Приложение 2)  по количеству участников. Клубочек ниток, музыка.

Ход семинара:

  1. Приветствие. Вступительное слово.

Ведущий. Большое внимание уделяется работе с семьей. Для чего? Без знания семьи, семейной ситуации невозможно осуществлять  индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребенку, включенному в контекст отношений семейной системы. Некоторые педагоги испытывают трудности в работе с родителями, с семьей. Это может быть связано с несколькими причинами, например, с социально- экономическими, организационными, профессионально – личностными.

  1. Игра «Ассоциация».

Передавая клубочек по кругу (2 -3 раза), каждый называет свою ассоциацию на слово «общение». Ассоциации не должны повторяться. Мини- лекция по материалам консультации «Формы общения педагога с родителями. Методы активизации родителей».

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В то же время семья  может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. Эти ошибки связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребенка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта.

Родители нуждаются в помощи специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Для грамотного воспитания ребенка необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д. Здесь могут оказать помощь специалисты – педагоги дошкольного учреждения.

 Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку это их ребенок и они хотят знать, как поступить в том или ином  случае.

  Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу, некоторые получают информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно.

Иногда детей воспитывают интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Для родителей наибольший интерес представляют такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения.

 На первых этапах организации общения с родителями через проведение социологических срезов, опросов, «почтового ящика» необходимо собрать, обработать и использовать данные о семье каждого воспитанника: общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребности родителей в психолого-педагогической информации.
 Только на этой аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с родителям.

К основным  принципам, на которых строится общение педагогов с родителями, относится:

- общение на основе диалога;

-открытость, искренность в общении;

- отказ от критики и оценки партнера по общению;

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют коллективные и индивидуальные формы общения педагога с родителями воспитанников.

К коллективным формам работы относятся родительские собрания, конференции, «круглые столы», «Устный журнал», «Педагогическая гостиная» и др. Не следует увлекаться чрезмерно на таких  мероприятиях развлечениями, чтобы не «потерять» педагогическое содержание  встречи.

Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после развлекательного отделения можно организовать беседу. Для установления неформального контакта с родителями можно построить общение по типу телевизионных программ, игр с педагогическим содержанием, например , «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай!», «КВН», ток-шоу, где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое.

 К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями как одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителя. Беседа может возникнуть стихийно, по инициативе как родителей, так и педагога. Может быть заранее подготовленной, когда педагог продумывает вопросы, собирает информацию по определенной тематике; применяться в сочетании с другими формами работы: родительское собрание, посещение семьи и т.д. Дать квалифицированный совет, необходимую информацию, чему-то научить родителей можно через тематические консультации.

 Отдельную группу составляют наглядно – информационные формы. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания,  оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может показать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникающую трудность и пути ее разрешения.

 Такая форма  организации общения, как клуб для родителей, предполагает установление между родителями и педагогами доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями – что педагоги могут оказать им помощь в воспитании ребенка.

 Неформальный подход к организации и проведению этих форм работы ставит  воспитателей перед необходимостью использовать разнообразные  методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциацией с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала.

Это могут быть вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Так, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности: беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ, интерактивную игру и др.

 К игровым методам активизации родителей можно отнести ответы на вопрос с использованием мяча, микрофона или  предмета его заменяющего.

  Метод игрового моделирования поведения позволяет родителям расширить поле зрения на воспитательную проблему и на свое представление о ребенке. В условиях  игровой обстановки родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. В игровом тренинге родители заново открывают для себя радость общения с ребенком не только словесного, но и эмоционального. Многие  понимают, что нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку, любовь и радостный смех.

  Анализ педагогических ситуаций позволяет сделать вывод, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом: важно учитывать особенности ребенка, его настроение, нервно-психическое состояние, темперамент. Невозможно дать готовые рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Важно определить эффективность того или иного метода воспитания и быть готовым изменить собственную тактику взаимодействия с ребенком.

  1. Упражнение «Самый  трудный родитель, самый приятный родитель».

Педагогам предлагается разделиться на две группы и создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Затем создать портрет родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Портреты могут быть выполнены разными техниками. Затем работы презентуются.

Ведущий. Какие эмоции вы испытывали, создавая портреты родителя, с которым неприятно вступать в контакт?

- Какие  качества вы отразили в этом портрете?

- Что вы  чувствовали при создании другого портрета?

- Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны?

4. Беседа «С чего начинается общение?».

Итог беседы: родитель, который не соответствует идеалу, вызывает раздражение, поэтому к нему возникает отрицательное отношение.

Обсуждение «Алгоритма самоанализа педагогической позиции в общении» и « Алгоритма изменения отношения от нетерпимости к принятию».

  1. Упражнение «Желаю Вам …»

Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику, как одному из родителей своей группы.

Итог: самым лучшим комплиментом  для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Ведущий. Что вы чувствовали, высказывая пожелания?

- Какие трудности возникли при выполнении задания?

6. Рефлексия.

Педагогам предлагается выразить свое отношение к занятию нетрадиционным способом: жестами, мимикой, движением, фразой, лозунгом, звуком, цветом, ассоциацией.

Приложение 1

Алгоритм самоанализа педагогической позиции в общении с родителями

  1. Принимать чужое мнение как свое собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится.
  2. Вычленить положительные моменты чужого мнения, осознать несоответствие их собственным взглядам.
  3. Скорректировать свое мнение, утверждая его сильные стороны.
  4. Найти общее в своем и чужом мнениях, признать невозможность своего соглашения с некоторыми позициями другого человека.
  5. Попытаться все высказать оппоненту, сделав акцент на том, в чем Вы с ним согласны и в чем не согласны.
  6. Попросить оппонента более весомыми доводами переубедить Вас.
  7. Попробовать, используя доказательства и факты, переубедить оппонента.
  8. Если ни то, ни другое не удается, признать право на существование некоторых положений чужого мнения, с которым Вы не смогли согласиться, отказаться от внутреннего, а значит, и внешнего сопротивления.

Приложение 2

Алгоритм изменения отношения от нетерпимости к принятию

  1. Сдерживать свои отрицательные эмоции, снимать раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя.
  2. Реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение.
  3. На этой основе нужно принимать родителя таковым, каковым он является.
  4. Попытаться изменять отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя в целях ее изменения.
  5. Принимать возможность наличия у другого человека взглядов, не совпадающих с вашими, и не пытаться изменить его.

Литература:  И . В. Волобуева «Дружная семейка» Мозырь ООО ИД «Белый Ветер» 2006.

Консультация на тему:  «Особенности эффективного педагогического взаимодействия между педагогами и родителями»

Люди постоянно общаются, вступая друг с другом во взаимодействие. Можно сказать, взаимодействие – «одно из воплощений связей, отношений между людьми» (Б.З. Фульфов).

  Взаимодействие людей в воспитательной системе учреждения образования строится на различных уровнях, причем семья от этой системы неотделима. Именно от семейной среды зависит, созданы ли благоприятные условия для развития ребенка, какую заботу проявляют о нем близкие, счастлив ли он. В создании такой системы огромную роль играет единство дошкольного учреждения и семьи. Родители и педагоги в процессе воспитания должны выступать как единомышленники, партнеры, друзья.

Смысл педагогического  взаимодействия детского сада и семьи- в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для  развития его  индивидуальности.

Существует несколько типов взаимодействия:

-родители полностью принимают и понимают дошкольное учреждение;

-родители нейтральны, а порой равнодушны;

-конфликтные родители, противоречивы.

Взаимодействие между педагогами и родителями можно квалифицировать как сотрудничество, которое надо создавать терпеливо и целенаправленно. Приведем  примеры основных функций работы дошкольного учреждения с семьей:

-ознакомление родителей с содержанием образовательного процесса;

-психолого-педагогическое просвещение родителей. Это представление информации, расширяющей эрудицию родителей, направленной на повышение педагогической культуры, педагогического мастерства;

-привлечение родителей к совместной с детьми и педагогами деятельности, которая при благоприятных условиях является основой создания содружества в отношениях «воспитатель – дети – родители»;

-осуществление индивидуализированной, дифференцированной помощи семье, отдельным ее членам с целью корректировки их поведения, совершенствования семейных отношений;

Взаимодействуя друг с другом, люди должны обязательно «учитывать закономерности восприятия и понимания человека человеком, зависимость общения от вида отношений между его участниками (доверие, искренность), контролировать действие механизмов психологической защиты (когнитивных, эмоциональных, личностных).  Эти знания позволяют педагогу строить взаимодействие с родителями по определенным законам общения. Тем не менее, как показывает анализ практики, установление взаимодействия, а тем более сотрудничества с родителями осложняется тем, что некоторые педагоги не знают законов, правил общения, что иногда приводит даже к конфликтам.

Если имеет место непонимание, а тем более конфликт между воспитателем и родителями, то трудно что-либо сделать: выработать единый взгляд на проблему воспитания, сотрудничать, экономить моральные и физические силы при решении даже несущественных вопросов.

Успех сотрудничества всецело зависит от соблюдения воспитателем этики-педагогических требований к стилю взаимоотношений с детьми и родителями. При этом выявлена решающая роль содержательного и организационного уровней работы с семьей в создании содружества «педагог – дети – родители».

Следует отметить, что от позитивного взаимодействия выигрывают не только семья, дети, но и педагоги: постоянно совершенствуются; приобретают уверенность в себе; вносят изменения в свои семейные отношения, что способствует созданию эмоционального благополучия в собственном доме; улучшается содержательный, технологический, методический уровень воспитывающей деятельности.

Как сделать радостными совместные переживания родителей и педагогов по поводу общей цели- воспитание человека? Ответ один: только при бесконфликтном, заинтересованном, активном взаимодействии.

 Мы часто слышим выражение: надо уметь общаться. Что же это значит? Прежде всего педагогу (как профессионалу) необходимо строить отношения с  родителями  (и их детьми) на основе уважения, равенства, доброжелательности, доверия  («Подумаем вместе», «Что бы вы посоветовали? и т.д.»

Это обеспечивается следующими правилами общения:

-ответственность за слово и дело (как перед детьми, так и перед родителями);

- признание человеческой личности;

-«золотое» правило нравственности: относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе;

Основой общения является уважение. Нет сомнения в том, что этому сложному принципу жизнедеятельности человека – общению – надо учиться.

Основные рекомендации по эффективному общению:

-никогда не вступайте в разговор с родителями в раздраженном состоянии: это может навсегда разъединить людей.

- не оставайтесь наедине со своими неприятностями. Исповедуйтесь умному, доброжелательному, рассудительному человеку.

- умейте вовремя отвлечься от своих забот. Заняться каким- то требующим внимания делом, привычной работой.

- не позволяйте себе раздражения, гневного состояния. При возникновении подобного чувства приучайте себя делать паузу, осмысливать в это время ситуацию.

- не упрямитесь, не  позволяйте себе быть капризным. Если вопрос не принципиален, уступать. Разумная уступка вызывает уважение.

- не предъявляйте чрезмерных требований к окружающим. Принимайте людей такими, какие они есть. Не стремитесь сделать их удобными для себя.

Другой важный момент взаимодействия с родителями – следить в разговоре за своими словами. Недаром люди подметили: «Слово ранит, слово и согревает», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Одно и то же слово, выражение можно сказать  по –разному( с улыбкой или натянуто, глядя человеку в глаза), т.е. очень важно думать не только  о смысле сказанного, но и о технологии его озвучивания. Больше всего, как правило, люди обижаются на то, как слово произнесено (грубо, пренебрежительно).

И наконец, самыми разрушительными во взаимоотношениях людей, в том числе между родителями и педагогами, являются зло, гнев. Если эти состояния поддерживаются длительное время, начинается затяжной конфликт, в который втянуты и взрослые, и дети.

Как  избежать таких ситуаций в отношениях с родителями, выйти из конфликта, если уже он произошел? Ученые (М. Мак-Кей, П. Роджерс,  Ю. Мак- Кей и др.) дают рекомендации, полезные каждому человеку, а тем более педагогу.

Предпочтительнее ответственность брать на себя, потому что за гнев надо дорого платить; гнев не эффективен, так как люди не изменятся так, как бы нам хотелось.

 Общение имеет свои особенности в зависимости от возрастных границ, занимаемых ролей, близости собеседников. Это относится и к взаимоотношениям « педагог- родители». Наблюдение за развитием, совершенствованием этого общения позволило выявить отрицательные моменты. За что обижаются, почему конфликтуют родители? Прежде всего за невнимание к ним и их ребенку; деление детей на любимых и нелюбимых; систематическое осуждение поведения ребенка без каких-либо советов по его улучшению; неоднозначное отношение к родителям; поспешные выводы, неумение «разглядеть» достоинства ребенка; бессодержательную работу с родителями, которая для них превращается просто в некое обязательное мероприятие.

Рекомендации педагогам по созданию, поддержанию оптимального типа воспитательных отношений в триаде «педагог- дети – родители»:

-говорить с родителями, детьми всегда в хорошем настроении, доброжелательно, заинтересованно;

- использовать «золотое» правило педагогики: начинать разговор о человеке, а тем более о ребенке – с положительного, что даст импульс к продолжению беседы в доброжелательном тоне;

-не прибегать к чрезмерным отрицательным оценкам деятельности ребенка, потому что эту оценку родители переносят на себя;

- важно оценивать поступок, а не личность, так  как этот «перенос» часто не совпадает;

- всегда проявлять заинтересованное участие в судьбе ребенка, его семьи, что будет способствовать налаживанию доверительных отношений с родителями;

- уметь хранить тайны как с родителями, так и с детьми;

- верить в силы ребенка, его родителей, что придаст оптимизма в дальнейших совместных действиях семьи, воспитателя, детей;

- сочувствовать родителям, которые испытывают дискомфорт, неловкость в разговоре с воспитателем из-за плохих поступков детей, уметь поставить себя на их место;

- не беседовать с родителями  о серьезных делах «на ходу», не спешить мгновенно сказать обо всем, чем недовольны,  ибо в этом случае  не может высказать свою точку зрения другая сторона. Родители подчас уходят в подавленном настроении;

- никогда не прибегайте к сравнению одного ребенка с другим, а тем более родителей. Такой подход порождает раздражение, злобу, отрицательно сказывается на создании из родителей группы коллектива как содружества;

- в разговоре с родителями больше места уделять конкретным советам, договору о совместной деятельности, о перспективах;

- советы давать так, чтобы они были убедительными, чтобы родители их приняли;

- телефонную связь желательно использовать для разговора с членами семьи о чем-то положительном, о плохом лучше говорить не по телефону,  что даст возможность для более широкого контакта в общении;

- никогда не порицать действия того или иного ребенка перед родителями из другой семьи, это может «обрасти» слухами и вызвать конфликт;

- уходить от разговора  на коллективной встрече, в беседе с конфликтными родителями, с такими родителями лучше  говорить один на один;

Если педагог субъект взаимодействия с семьей, то его субъективность основывается на готовности и способности:

- постоянно обновлять свои знания о жизни воспитанников в семье, среди сверстников;

- поддерживать положительную направленность семьи на воспитание ребенка; компенсировать возможные негативные проявления семейного воспитания;

- привлекать родителей к совместной с детьми и педагогами деятельности;

Очень важен и такой момент: если взаимодействие есть,  определенные отношения между людьми, то, естественно, для эффективности этих связей, отношений необходимы согласие, желание идти на сотрудничество, доверие, доброжелательность, конфиденциальность, и требуется это как с одной стороны (воспитателя), так и с другой (родителей).

Литература:

М.П. Осипова, Г.А. Бутрима «Работа с родителями» Минск УП «Экоперспектива»  2003

«Установление партнерских отношений с родителями как фактор положительно-эмоционального состояния  воспитанников»

Семинар с элементами тренинга

Чернущик Ирина Романовна,

заместитель заведующего по основной деятельности

ГУО «Дошкольный центр развития ребенка аг.Верелишки»

Цель:   сформировать готовность педагогов к установлению партнерских отношений с родителями детей дошкольного возраста .

Задачи:

- раскрыть   влияние конструктивных отношений воспитателей с родителями на положительно-эмоциональное состояние ребенка;

- обеспечить овладение методиками оценки уровня развития профессионально значимых качеств воспитателя;

- апробировать методики формирования профессионально- педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.                                                                                                        

Ход  семинара:

1.Настройка на работу. Сплочение педагогов

Упражнение «Огонек»

                   Педагоги садятся по кругу передают друг другу «огонек добра» и произносят при этом те качества педагога, которые необходимы для успешного взаимодействия с родителями ( терпение, педагогический такт, профессиональные знания и умения, общая культура, обаяние, искренность, вежливость и т.д.)

Упражнение «Вопрос – ответ»

    Участники передают «огонек» кому-либо из коллег и задают вопросы:

- Что у Вас получается лучше всего в работе с родителями?

- Какие затруднения испытываете в работе с родителями?

- Ваш стиль общения с родителями?

-Стараетесь ли Вы указывать родителям на просчеты в воспитании детей или же отмечаете только положительные стороны развития ребенка?

-Какие проблемы воспитания ребенка Вы обсуждаете с родителями?

-Как Вы считаете, нужна ли специальная подготовка воспитателя к работе с родителями?

- Считаете ли Вы, что все родители полностью удовлетворены Вашей работой с детьми?

- Какое интересное мероприятие Вы провели в своей группе с родителями? Чем оно запомнилось?

- Как Вы устанавливаете контакт с « неконтактными» родителями?

- Для Вас важен контингент родителей группы, или Вы готовы работать с любыми?

2.Педагогические техники

Педагоги делятся на четыре команды.

2.1 Решение проблемных ситуаций с  карточки с описанием ситуаций

Ситуация 1

Ребенок плачет, отказывается идти в группу. Отец нервничает, так как спешит на работу, а ребенок цепляется за него, не отпускает от себя.

Ваши действия. Успокойте ребенка. Прокомментируйте, почему вы поступили именно так.

Ситуация 2

Вам предстоит сегодня вечером сообщить родителям, что Дима сильно ударил Сережу лопаткой на прогулке. При этом вы знаете крутой нрав обоих родителей, их неадекватное отношение к замечаниям со стороны воспитателей.

Разыграйте диалог «родитель- педагог» по ролям. Почему вы решили поступить именно так?

Ситуация 3

Родители Маши в разводе, но отец девочки часто приходит в детский сад, чтобы пообщаться с дочерью. Мать категорически запрещает воспитателю предоставлять такую возможность своему бывшему супругу.

Каким образом вы поступите в подобной ситуации? Разыграйте диалог с одним из родителей, обоснуйте свое решение.

 Ситуация 4

Вы обратили внимание, что кто-то из детей произносит грубые, бранные слова: «Где же вы слышали такие слова? В детском саду мы этому не учим. Знаете, кто говорит такие слова?»

- «Мой папа», - отозвался Саша.

Как вы поступите? Разыграйте диалог с отцом, убедите его в недопустимости подобного поведения.                                                                       

  2.2 Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный  родитель»

 Педагоги объединяются в две группы.

Задание: Создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Затем создать портрет родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Портреты могут быть выполнены разными техниками.

Затем работы презентуются по очереди группами.

Вопросы после презентации:

- Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым неприятно вступать в контакт?

- Какие качества вы отразили в этом портрете?

- Что вы чувствовали при создании другого портрета?

- Как вы считаете, нужно ли искать пути контакта с теми родителями, которые, вам неприятны?                                                                                                                     

 3. Родители и педагогический коллектив

  Методология взаимодействия

Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрослого в воспитании ребенка.

Родители – это взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка.

Специалисты- это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы. Здесь важна технология коммуникации.

   Важно понимать, что любой родитель, даже самый неумелый, с точки зрения педагогики, своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги.  Родитель унижает, не удовлетворяет потребности ребенка, бьет его, потому что только так умеет общаться с ним и делает все с убеждением, что это на пользу ребенку (субъективная реальность). Кроме того, родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний. Им может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом обучающей (средством обучения при этом является то, как говорит специалист о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонациями сопровождается сообщение, о чем это сообщение и т.д.)

     Педагогу необходимы следующие навыки:

 - умение слушать (слушать с желанием понять ту самую субъективную реальность собеседника);                                  

- понимание невербального языка сообщения и адекватное его применение (жесты, мимика, интонации не должны противоречить содержанию беседы).                                                                                                                             

  Навык выражения неодобрения : прямое выражение недовольства или неодобрения действий человека может включать предположение о том, как эти действия улучшить, то есть какие действия были бы вами одобрены. Общение с рассерженным родителем:

- показать собеседнику свое уважение к нему, отметив вслух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы разгневаны»), и дать ему возможность выговориться;

- настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы сердиты, однако я выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану»);

- исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и т.д.);

-  избегать скоропалительных выводов;

- встретиться с родителем, который был в разгневанном состоянии на следующий день после общения с ним, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.

      Профессиональное поведение педагога есть отражение его нравственной личностной и педагогической идеологии. Неэффективное коммуникативное поведение свидетельствует и о проблемах педагога, возможно об «эмоциональном выгорании», усталости, истощении, о профессиональной деформации личности. Грамотное общение – залог хорошего психологического самочувствия педагога и его профессионального долголетия.

4.Игра «Заверши фразу»

Участникам поочередно предлагается завершить фразу, начатую ведущим:

- Больше всего я ценю в родителях своих воспитанников такие качества, как…

- Когда я что-то хочу сказать родителям…

- Я считаю, что сложнее всего во взаимодействии с семьей…

- Когда у меня назревает конфликтная ситуация с родителями, я …

- С родителями своих воспитанников я никогда не позволяю себе…

- Мне нравится беседовать с родителями о…

- Для меня достаточно сложно в работе с семьей…

- А еще я хочу сказать, что родители…

- Я согласна с тем, что…

- Чаще всего родители обращаются ко мне с…

- Я бы посоветовала коллегам, чтобы во взаимодействии с семьей…

- Чаще всего я обращаюсь к родителям с…

- Меньше всего я общаюсь с теми родителями, которые…., потому что…

- Я хотела бы спросить у коллег…

- Я могу сказать, что для каждого ребенка семья это…

5. Игра «Самоанализ»

    Каждый участник получает лист бумаги  разделенный на четыре части. Поочередно в каждую часть необходимо записать ответы на предложенные вопросы. Задание нужно выполнить быстро, записывать свои ответы точно в той последовательности, в какой они сразу приходят в голову.

Технологическая карта «Самоанализ»

1. Что у меня получается лучше всего во взаимодействии с семьей?

2.Что получается у меня недостаточно хорошо или не получается вовсе во взаимодействии с семьей?

-беседа;

-организация совместной деятельности детей и родителей;

-Общение с «трудными» родителями.

3. Каким образом я взаимодействую с родителями?

4. Что мне необходимо для решения проблемы, обозначенной в п. 2?

- беседую;

-консультирую;

-провожу домашние визиты;

-провожу родительские собрания;

-анкетирование;

-организую совместную деятельность детей и родителей;

-провожу мини-собрания;

-организую выставки;

-даю поручения, задания;

-включаю родителей в образовательный процесс;

-изучаю опыт семейного воспитания;

- Изучить литературу с «трудными» родителями;

-проконсультироваться у педагога-психолога;

-пообщаться с опытными коллегами;

-тщательно продумывать содержание предстоящих бесед с этой категорией родителей и т.п.

Как показывают исследования ученых, в массовой практике имеют место

объективные и субъективные трудности в развитии отношений между ДУ и семьей. К ним можно отнести:

- бессистемность работы воспитателя с семьей;

- слабый учет запросов семьи и потребностей в воспитании ребенка, недостаточную осознанность воспитателями позиции родителей как заказчиков образовательных услуг;

- недостаточную рекламу деятельности  в вопросах воспитания детей и работы с родителями;

- слабую дифференциацию в подходах к работе с семьей;

- несформированность системы партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями;

- низкий уровень педагогической культуры родителей;

  7. Прощание с помощью игры «Рука друга»

Участникам предлагается обвести свою ладонь ручкой и написать себе пожелание по взаимодействию с родителями. 

Литература:

1. Елисеева Т.П.  Детский сад и семья:  формы взаимодействия -

Минск : ООО «Лексис», 2004.

2.Зверева О.Л., Кротова Т.В.  Общение педагога с родителями в ДОУ -Москва, 2005.

3. Гуз  А.А. Взаимодействие ДУ и семьи - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,  2007.

4. Ксенда О.Г. Организация сотрудничества детского сада и семьи – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006.

5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей - Москва, 2004.

6. Котко  А.Н. Содержание и технологии проведения семинарских занятий с педагогами – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.

                                                  Семинар для педагогов с элементами тренинга

«Установление партнерских отношений с родителями как фактор положительно-эмоционального состояния  воспитанников»

Цель: - развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях образовательного процесса в ДУ;

- понимание того, что конструктивное отношение с родителями влияет на положительно-эмоциональное состояние ребенка;

- проверка уровня развития профессионально значимых качеств личности воспитателя;

- тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения;

Подготовительная работа: (домашнее задание).

1.Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

- Что у Вас получается лучше всего в работе с родителями?

- Какие затруднения испытываете в работе с родителями?

- Ваш стиль общения с родителями?

- Испытываете ли Вы трудности в организации общения с родителями?

- Какие формы общения с родителями Вы используете в своей работе?

- Приведите в качестве примера типичные ошибки, допускаемые родителями детей Вашей возрастной группы.

-Стараетесь ли Вы указывать родителям на просчеты в воспитании детей или же отмечаете только положительные стороны развития ребенка?

-Какие проблемы воспитания ребенка Вы обсуждаете с родителями?

-Как Вы считаете, нужна ли специальная подготовка воспитателя к работе с родителями?

- Считаете ли Вы, что все родители полностью удовлетворены Вашей работой с детьми?

-Считаете ли Вы необходимой работу с родителями воспитанников в ДУ?

- Какое интересное мероприятие Вы провели в своей группе с родителями? Чем оно запомнилось?

- Как Вы устанавливаете контакт с « неконтактными» родителями?

- Для Вас важен контингент родителей группы, или Вы готовы работать с любыми?

Литература:

1.Т.П. Елисеева «Детский сад и семья: соврем. Формы взаимодействия»

Минск ООО «Лексис» 2004

2.О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ» Москва 2005.

3.А.А. Гуз «Взаимодействие ДУ и семьи» Мозырь ООО ИД «Белый Ветер» 2007

4.О.Г.Ксенда «Организация сотрудничества детского сада и семьи» Мозырь ООО ИД «Белый Ветер» 2006.

5.А.В.Козлова, Р.П.Дешеулина «Работа ДОУ с семьей» Москва 2004

6.А.Н.Котко «Содержание и технологии проведения семинарских занятий с педагогами».Мозырь ООО ИД «Белый Ветер» 2003

План проведения семинара:

  1. Настройка на работу. Сплочение группы педагогов.

      -Упражнение «Огонек»;

       -Упражнение «Вопрос – ответ».

    2. Педагогические техники.

       - Решение проблемных ситуаций на карточках.

       - Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель».

    3. Теоретический аспект: « Учимся сотрудничать с родителями»

        Результаты анкетирования родителей по направлению «Взаимодействие  

        с родителями».

        Справочный материал для воспитателя.

      4 Диагностический тест «Оценка уровня коммуникабельности педагога    

      с  родителями» (на основе методики оценки уровня общительности 

      педагога, по Ряховскому)              

     5. Игра «Заверши фразу».

    6.Работа со шкалой самооценки педагога по взаимодействию с

       родителями.

    7. Теоретический аспект: «Родители и педагогический коллектив.        

         Методология взаимодействия».

   8.Игра «Самоанализ». (заполнение технологической карты).

   9.Прощание с помощью игры «Рука друга»

   10. Рефлексия «Мишень».

    

  1. Настройка на работу. Сплочение педагогов.

Упражнение «Огонек»

Педагоги садятся по кругу передают друг другу «огонек добра» и произносят при этом те качества педагога, которые необходимы для успешного взаимодействия с родителями ( терпение, педагогический такт, профессиональные знания и умения, общая культура, обаяние, искренность, вежливость и т.д.)

Упражнение «Вопрос – ответ».

Участники передают «огонек» кому-либо из коллег и задают вопросы:

- Что у Вас получается лучше всего в работе с родителями?

- Какие затруднения испытываете в работе с родителями?

- Ваш стиль общения с родителями?

- Испытываете ли Вы трудности в организации общения с родителями?

- Какие формы общения с родителями Вы используете в своей работе?

- Приведите в качестве примера типичные ошибки, допускаемые родителями детей Вашей возрастной группы.

-Стараетесь ли Вы указывать родителям на просчеты в воспитании детей или же отмечаете только положительные стороны развития ребенка?

-Какие проблемы воспитания ребенка Вы обсуждаете с родителями?

-Как Вы считаете, нужна ли специальная подготовка воспитателя к работе с родителями?

- Считаете ли Вы, что все родители полностью удовлетворены Вашей работой с детьми?

-Считаете ли Вы необходимой работу с родителями воспитанников в ДУ?

- Какое интересное мероприятие Вы провели в своей группе с родителями? Чем оно запомнилось?

- Как Вы устанавливаете контакт с « неконтактными» родителями?

- Для Вас важен контингент родителей группы, или Вы готовы работать с любыми?

2.Педагогические техники.

Педагоги делятся на четыре команды.

2.1 Решение проблемных ситуаций на карточках.

Первой команде:

Ребенок плачет, отказывается идти в группу. Отец нервничает, так как спешит на работу, а ребенок цепляется за него, не отпускает от себя.

Ваши действия. Успокойте ребенка. Прокомментируйте, почему вы поступили именно так.

Второй команде:

Вам предстоит сегодня вечером сообщить родителям, что Дима сильно ударил Сережу лопаткой на прогулке. При этом вы знаете крутой нрав обоих родителей, их неадекватное отношение к замечаниям со стороны воспитателей.

Разыграйте диалог «родитель- педагог» по ролям. Почему вы решили поступить именно так?

Третьей команде:

Родители Маши в разводе, но отец девочки часто приходит в детский сад, чтобы пообщаться с дочерью. Мать категорически запрещает воспитателю предоставлять такую возможность своему бывшему супругу.

Каким образом вы поступите в подобной ситуации? Разыграйте диалог с одним из родителей, обоснуйте свое решение.

 Четвертой команде:

Вы обратили внимание, что кто-то из детей произносит грубые, бранные слова: «Где же вы слышали такие слова? В детском саду мы этому не учим. Знаете, кто говорит такие слова?» -

«Мой папа», - отозвался Саша.

Как вы поступите? Разыграйте диалог с отцом, убедите его в недопустимости подобного поведения.

         На выполнение заданий дается 5 минут (звучит тихая музыка).

     

 2.2 Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный  родитель».

        Педагоги объединяются в две группы.

Задание:

Создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Затем создать портрет родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Портреты могут быть выполнены разными техниками.

Затем работы презентуются по очереди группами.

Вопросы после презентации:

- Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым неприятно вступать в контакт?

-Какие качества вы отразили в этом портрете?

- Что вы чувствовали при создании другого портрета?

-Как вы считаете, нужно ли искать пути контакта с теми родителями, которые, вам неприятны?                                                                                                                      

3.Теоретический аспект «Учимся сотрудничать с родителями»

Человек приобретает человеческую сущность только в сообществе людей.

И главную роль в этом процессе, безусловно, играют родители ребенка. Это они привели его в этот мир, они несут ответственность за то, каким он станет. Способность родителей справиться со своими воспитательными функциями называется педагогической компетентностью родителей.

 Педагогическая компетентность – это способность понимать потребности ребенка и создавать условия для их разумного удовлетворения, способность сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь, в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребенка и социальной ситуацией.

 Педагогическая компетентность можно наблюдать в типичных жизненных ситуациях. Как правило, все поступки родителей укладываются между двумя противоположными полюсами- двумя уровнями педагогической компетенции.

 Высокий уровень педагогической компетентности характеризуется:

- осознанностью собственных педагогических целей и задач, представлений о способах их реализации (знаю, чего хочу и как этого добиться);

- адекватными ожиданиями от собственных затрат и усилий ( делаю не то, что могу, а то, что следует делать в этой конкретной ситуации);

-умеренными и адекватными детским способностям притязаниями (помогаю ребенку добиться успехов в том виде деятельности, который он выбрал сам, а не там, где мне хочется);

-объективными знаниями об основных закономерностях развития ребенка (помню себя в этом возрасте, знаю, что происходит с моим ребенком, испытываю потребность в обогащении своих знаний по детской психологии);

-осознанностью степени вмешательства в социальную ситуацию развития ( мой ребенок не совсем такой, каким я его представлял, но он имеет право быть другим, я буду защищать его право быть самим собой везде, где это право будет нарушаться).

 Практика показывает, что уровень педагогической компетенции наших родителей не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе дошкольного учреждения. Они пока не очень хорошо осознают свои права и обязанности. Естественным следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность.

 С  другой стороны, представить себе ситуацию, в которой большинство родителей займет активную позицию и начнет прямо и сознательно участвовать в образовательном процессе своих детей, тоже достаточно трудно. Воспитатели к этому тоже не очень готовы.

 Поэтому в сложившейся ситуации наиболее целесообразно постепенно менять ситуацию в лучшую для детей сторону. А значит, способствовать установлению более тесных неформальных контактов между педагогами детского сада и родителями воспитанников.

Решение этой задачи непростое. Многие учреждения сегодня пытаются опытным путем найти дорожку к сердцу родителей: организуются нетрадиционные родительские собрания, проводятся открытые занятия, интерактивные утренники и многое другое. Результаты же достигаются далеко не всегда. Да и ошибки неизбежны.

 Часто упускается из виду главная задача педагогов ДУ – повышение педагогической компетентности родителей. Достичь этого разовыми акциями невозможно. Необходима целенаправленная  длительная работа.

 Фрагментом такой работы может быть анкетирование родителей.

(Результаты анкетирования «Взаимодействие с родителями»).

Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями является установление партнерских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий. Решения этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности.

 Наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в ДУ является вечерний приход родителей за ребенком.

Воспитатель не должен забывать о том, что родительская поддержка в воспитании и развитии ребенка во многом определяется тем, под каким углом зрения делается сообщение о событиях из жизни ребенка в детском саду.

Если воспитатель регулярно сообщает пусть даже о незначительных успехах ребенка, привлекает внимание  к его поделкам, обращая внимание на их достоинства, он приучает родителей следить за успехами своего сына или дочери, правильно реагировать на них.

 Если воспитатель регулярно рассказывает родителям о тех занятиях, которые были у детей, вывешивает информацию об их содержании и достижениях детей, он помогает родителям быть внимательными к познавательному развитию своего ребенка. Однако часто при этом Упускается из вида, что родителю надо помочь осознать свою роль в этом процессе.

 Если воспитатель регулярно жалуется на плохое поведение ребенка, он провоцирует развитие в родителях недоброжелательного отношения к ребенку.

 Если воспитатель не упускает случая посвятить родителей в плохое поведение других детей группы, он невольно становится соучастником приклеивания «черных ярлыков» и подвергает детей давлению общественного предвзятого мнения. Это непрофессионально. Взрослый человек изначально имеет преимущество в отношениях с ребенком. И если он пытается это преимущество увеличить, усилить общественным мнением, это всегда провоцирует нежелательные формы поведения детей, мешает их коррекции.

 Если воспитатель в отношениях с родителями ограничивается лишь минимумом административно-хозяйственных сообщений, спускаемых сверху, он не может расположить родителя к диалогу и сотрудничеству, и тем самым лишает сад родительской поддержки. А у родителей складывается мнение, что он нужен только для поборов и черной работы.

 Если воспитатель избегает каких-либо контактов с родителями, он вызывает подозрение и провоцирует агрессивное  поведение по отношению к ДУ.

 Таким образом, направленность общения воспитателей с родителями является «зеркалом» просветительской работы учреждения.

4.Диагностический тест «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями» ( на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф.Ряховскому). (Приложение)

5.Игра «Заверши фразу»

Участникам поочередно предлагается завершить фразу, начатую ведущим:

- Больше всего я ценю в родителях своих воспитанников такие качества, как…

-Когда я что-то хочу сказать родителям…

- Я считаю, что сложнее всего во взаимодействии с семьей…

-Когда у меня назревает конфликтная ситуация с родителями, я …

-С родителями своих воспитанников я никогда не позволяю себе…

-Мне нравится беседовать с родителями о…

-Для меня достаточно сложно в работе с семьей…

-А еще я хочу сказать, что родители…

-Я согласна с тем, что…

- Чаще всего родители обращаются ко мне с…

- Я бы посоветовала коллегам, чтобы во взаимодействии с семьей…

-Чаще всего я обращаюсь к родителям с…

- Меньше всего я общаюсь с теми родителями, которые…., потому что…

- Я хотела бы спросить у коллег…

-Я могу сказать, что для каждого ребенка семья это…

-Я задумалась над тем, что…

6.Работа со шкалой самооценки педагога по взаимодействию с родителями.

Шкала самооценки педагога по взаимодействию с родителями.

Перечень качеств и умений

Степень выраженности (отметить знаком «+» в соответствующей графе)

Очень высокое

высокое

достаточное

слабое

отсутствует

1.Умение установить отношения доверия, открытости с членами семьи.

2. Умение выслушать, понять конкретного родителя.

3. Умение общаться с родителями конструктивно, учитывать их индивидуальные особенности.

4.Умение адекватно оценивать ситуацию в семье, прогнозировать ее дальнейшее развитие и решение.

5. Умение наблюдать, сопоставлять имеющиеся факты по семье, соотносить их с поведением ребенка.

6. Умение общаться с неординарными, «трудными» родителями.

7.Способность к предупреждению конфликтных ситуаций.

8. Умение профессионально разрешать конфликтные ситуации с родителями.

9. Способность оказывать квалифицированную          консультацию по проблемам воспитания ребенка.

10. Владение индивидуальными и групповыми формами взаимодействия с родителями.

11.Владение методами изучения семьи и семейного воспитания.

12.Культура диалога, речь педагога при общении с родителями.

13.Взаимодействие со специалистами и педагогом-психологом по проблемам семьи.

14.Рефлексивнность.

7.Родители и педагогический коллектив.

  Методология взаимодействия.

Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрослого в воспитании ребенка.

Родители – это взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка.

Специалисты- это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы. Здесь важна технология коммуникации.

 Важно понимать, что любой родитель, даже самый неумелый, с точки зрения педагогики, своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги.  Родитель унижает, не удовлетворяет потребности ребенка, бьет его, потому что только так умеет общаться с ним и делает все с убеждением, что это на пользу ребенку (субъективная реальность). Кроме того, родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний. Родителям может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом обучающей (средством обучения при этом является то, как говорит специалист о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонациями сопровождается сообщение, о чем это сообщение и т.д.)

 Педагогу необходимы следующие навыки:

 Умение слушать (слушать с желанием понять ту самую субъективную реальность собеседника); понимание невербального языка сообщения и адекватное его применение (жесты, мимика, интонации не должны противоречить содержанию беседы). Навык выражения неодобрения : прямое выражение недовольства или неодобрения действий человека может включать предположение о том, как эти действия улучшить, то есть какие действия были бы вами одобрены. Общение с рассерженным родителем:

*показать собеседнику свое уважение к нему, отметив вслух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы разгневаны»), и дать ему возможность выговориться;

*настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы сердиты, однако я выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану»);

*исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и т.д.);

* избегать скоропалительных выводов;

*встретиться с родителем, который был в разгневанном состоянии на следующий день после общения с ним, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.

Профессиональное поведение педагога есть отражение его нравственной личностной и педагогической идеологии. Неэффективное коммуникативное поведение свидетельствует и о проблемах педагога, возможно об «эмоциональном выгорании», усталости, истощении, о профессиональной деформации личности. Грамотное общение – залог хорошего психологического самочувствия педагога и его профессионального долголетия.

 8.Игра «Самоанализ»

Каждый участник получает лист бумаги  разделенный на четыре части. Поочередно в каждую часть необходимо записать ответы на предложенные вопросы. Задание нужно выполнить быстро, записывать свои ответы точно в той последовательности, в какой они сразу приходят в голову.

Технологическая карта «Самоанализ»

1. Что у меня получается лучше всего во взаимодействии с семьей?

2.Что получается у меня недостаточно хорошо или не получается вовсе во взаимодействии с семьей?

-беседа;

-организация совместной деятельности детей и родителей;

-Общение с «трудными» родителями.

3. Каким образом я взаимодействую с родителями?

4. Что мне необходимо для решения проблемы, обозначенной в п. 2?

- беседую;

-консультирую;

-провожу домашние визиты;

-провожу родительские собрания;

-анкетирование;

-организую совместную деятельность детей и родителей;

-провожу мини-собрания;

-организую выставки;

-даю поручения, задания;

-включаю родителей в образовательный процесс;

-изучаю опыт семейного воспитания;

- Изучить литературу с «трудными» родителями;

-проконсультироваться у педагога-психолога;

-пообщаться с опытными коллегами;

-тщательно продумывать содержание предстоящих бесед с этой категорией родителей и т.п.

Как показывают исследования ученых, в массовой практике имеют место

объективные и субъективные трудности в развитии отношений между ДУ и семьей. К ним можно отнести:

*бессистемность работы воспитателя с семьей;

*слабый учет запросов семьи и потребностей в воспитании ребенка, недостаточную осознанность воспитателями позиции родителей как заказчиков образовательных услуг;

*недостаточную рекламу деятельности  в вопросах воспитания детей и работы с родителями;

*слабую дифференциацию в подходах к работе с семьей;

*несформированность системы партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями;

*низкий уровень педагогической культуры родителей;

*потребность ДУ для работы с семьей в узких специалистах, в том числе социальных педагогах.

  Можно выделить следующие этапы работы ДУ с семьей:   (предложить записать)

*знакомство с родителями;

* изучение семьи и ее социального заказа;

*демонстрация своих образовательных возможностей;

* выбор формы работы с родителями;

*реализация замыслов;

*коррекционная работа и вовлечение родителей в деятельность дошкольного учреждения;

* участие родителей в жизни детского сада в разном качестве (наблюдателей, активных наблюдателей, волонтеров).

На сегодняшний  момент важное значение в организации работы с родителями имеет выбор форм работы. В структуру любого мероприятия  с участием родителей вносятся различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям. В целом можно выделить следующие основные требования к построению любого совместного мероприятия с участием семьи и сотрудников детского сада:

1.Активизация родителей. Соблюдение этого требования проявляется в том, что родители имеют возможность активно участвовать в любом действе: говорить, спорить, играть, соревноваться. Для этого нужно включить в мероприятия такие методы и приемы, как:

-ролевые и деловые игры;

-спортивные, дидактические, подвижные, развивающие и другие виды детских игр;

-решение кроссвордов;

-анкетирование, тестирование;

-обмен мнениями, опытом;

-обсуждение проблемных ситуаций;

- диспуты и дискуссии и др.

2.Актуальность информационного блока. Реализация этого требования строится на основе выявления интересов родителей. Безусловно, есть темы, актуальные для какого-либо возрастного периода дошкольника (адаптация в детском саду в раннем и младшем дошкольном возрасте, подготовка к школе – в старшем). Другая информация наиболее интересна для определенных категорий родителей (воспитание в многодетной семье, неполной семье, семье, имеющей одного ребенка). Однако существуют и вопросы, которые волнуют всех родителей (сохранение здоровья детей, особенности воспитания и обучения дошкольников на различных возрастных этапах, оптимизация взаимоотношений в семье и другие).

Для выполнения этого требования можно использовать следующие методы и приемы:

-выступление специалистов ( руководителей ДУ, педагогов, учителей начальной школы, педагога-психолога, учителя дефектолога, медиков, социальных работников, сотрудников МВД и др.)

-анкетирование, тестирование;

-обмен мнениями, опытом;

-ответы на вопросы, в том числе анонимные из почтового ящика;

3.Наличие развлекательной части .Необходимость такого требования связана с проблемой снижения родительского интереса к деятельности дошкольного учреждения и жизни ребенка в детском саду. Не секрет, что в настоящее время по отношению к ДУ довольно распространена потребительская позиция родителей, смысл которой можно выразить следующим образом: «Я за сад заплатил, ребенка в сад сдал. Верните мне его воспитанным, умным, добрым, аккуратным.  Я работаю, и мне им заниматься некогда». По этой причине возникла необходимость привлечь внимание родителей к детскому саду именно через развлекательные элементы. Кроме того, большинство родителей не имеют возможности или желания по личной инициативе жить полноценной, активной, интересной , наполненной отдыхом или развлечениями жизнью. Детский сад может предложить им такую услугу через различные варианты организации досуга, что в значительной степени привлечет родителей в дошкольное учреждение. Для реализации этого требования используются следующие методы и приемы:

-концерты;

-игры;

-драматизация;

-походы в театр;

-совместные экскурсии в лес, парк;

-выступление артистов в детском саду;

-дискотеки для детей и родителей (танцевальные паузы);

-совместные соревнования детей, родителей, работников детского сада;

-фото- и видеосъемка с последующим просмотром;

-чаепитие и сладкий стол.

4.Возможность для каждого родителя увидеть деятельность (выступление) своего ребенка. Безусловно, для каждого родителя наиболее важен и интересен именно его ребенок, поэтому при подготовке любых мероприятий для родителей нужно помнить о том, что все хотят увидеть своего малыша. Посему каждый ребенок из группы, независимо от умений и таланта, должен быть «Представлен». Пусть это будет не индивидуальное выступление, а коллективное, пусть в драматизации ребенок будет играть статическую роль, пусть он просто раздает родителям карандаши или бумагу. Суть не в важности действия, а в том, чтобы каждый ребенок был «виден» родителям. Важность и значимость его деятельности должен придать воспитатель.

5.Возможность свободного общения родителей и детей. Существует знаменитая фраза Сент-Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». К сожалению для большинства работающих родителей общение с собственными детьми действительно является роскошью. По этой причине при планировании и продумывании сценариев любых мероприятий для родителей необходимо предусматривать возможность их свободного общения с детьми. Для этого достаточно посадить их рядом, включить в программу различные виды совместной деятельности (игры, соревнования).

 Соблюдение всех перечисленных требований при подготовке и проведении любой из предложенных форм работы сможет превратить мероприятие с участием родителей, детей и педагогов в интересную и увлекательную встречу. И именно эта встреча вызовет у них потребность прийти в детский сад еще и еще раз, необходимость быть более активными и заинтересованными, возможно, оказать детскому саду какую-либо помощь.

Координация усилий двух социальных институтов- семьи и детского сада – в вопросах развития ребенка дошкольного возраста способствует оздоровлению и укреплению семьи, построению партнерских отношений, расширяет границы социальных связей образовательного пространства, а также содействует развитию новых технологий, обеспечивающих успешную организацию, управление в системе взаимодействия «детский сад – семья». Они представляют собой совокупность воспитательных и социальных технологий, направленных на разностороннее развитие личности ребенка, преобразование его окружающей среды.

В заключение нашей встречи хочу предложить вам опираться в работе с родителями на следующие гуманистические традиции, основные идеи которых таковы:

- педагог для родителей есть компетентный специалист, сопровождающий развитие ребенка в дошкольном возрасте и могущий предложить множество разной информации, которая касается всех сторон жизни ребенка и родителей;

-педагог для родителей есть внимательный собеседник, настроенный на понимание, сотрудничество и взаимодействие в целях обоюдного развития;

- педагог для родителей есть партнер, который совместными с ними усилиями выстраивает систему жизнедеятельности ребенка в детском саду, согласуясь с особенностями его жизни дома.

9. Прощание с помощью игры «Рука друга»

Участникам предлагается обвести свою ладонь ручкой и написать себе пожелание по взаимодействию с родителями.  Собрать листы, перемешать их, расположить веером, предложить участникам взять себе по одному листу и поочередно зачитать пожелания.

10. Рефлексия: «Мишень» (оценка мероприятия)

Педагогам предлагается «выстрелить по мишени», т.е. поставить точки в разных секторах круга, оценив тем самым значимость, результативность  мероприятия. Точки, поставленные во внешнем круге, -0 баллов; в среднем круге – от 1 до 5; в центре круга – от 6 до 10 баллов.

Рефлексия «Мишень»

1 сектор –моя собственная активность;

2 сектор – психологическая атмосфера во время проведения мероприятия;

3 сектор – условия созданные для работы;

4 сектор – эффективные приемы работы;  

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.