Новости проекта
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 61 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 75 человек

Работа с педагогами

Дата: 31 октября 2017 в 09:36
Автор: Авдей Н. Е.

Семинар –практикум для педагогов «Общаться с родителем. Как?»

Цель: повышать эффективность взаимодействия в диаде «педагог-родитель» через развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями.

Оборудование: 2 листа ватмана, краски, карандаши, ножницы, клей, цветная бумага, журналы, памятка «Алгоритм самоанализа педагогической позиции в общении с родителями» (Приложение 1), «Алгоритм изменения отношения от нетерпимости к принятию» (Приложение 2)  по количеству участников. Клубочек ниток, музыка.

Ход семинара:

  1. Приветствие. Вступительное слово.

Ведущий. Большое внимание уделяется работе с семьей. Для чего? Без знания семьи, семейной ситуации невозможно осуществлять  индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребенку, включенному в контекст отношений семейной системы. Некоторые педагоги испытывают трудности в работе с родителями, с семьей. Это может быть связано с несколькими причинами, например, с социально- экономическими, организационными, профессионально – личностными.

  1. Игра «Ассоциация».

Передавая клубочек по кругу (2 -3 раза), каждый называет свою ассоциацию на слово «общение». Ассоциации не должны повторяться. Мини- лекция по материалам консультации «Формы общения педагога с родителями. Методы активизации родителей».

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В то же время семья  может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. Эти ошибки связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребенка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта.

Родители нуждаются в помощи специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Для грамотного воспитания ребенка необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д. Здесь могут оказать помощь специалисты – педагоги дошкольного учреждения.

 Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку это их ребенок и они хотят знать, как поступить в том или ином  случае.

  Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу, некоторые получают информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно.

Иногда детей воспитывают интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Для родителей наибольший интерес представляют такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения.

 На первых этапах организации общения с родителями через проведение социологических срезов, опросов, «почтового ящика» необходимо собрать, обработать и использовать данные о семье каждого воспитанника: общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребности родителей в психолого-педагогической информации.
 Только на этой аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с родителям.

К основным  принципам, на которых строится общение педагогов с родителями, относится:

- общение на основе диалога;

-открытость, искренность в общении;

- отказ от критики и оценки партнера по общению;

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют коллективные и индивидуальные формы общения педагога с родителями воспитанников.

К коллективным формам работы относятся родительские собрания, конференции, «круглые столы», «Устный журнал», «Педагогическая гостиная» и др. Не следует увлекаться чрезмерно на таких  мероприятиях развлечениями, чтобы не «потерять» педагогическое содержание  встречи.

Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после развлекательного отделения можно организовать беседу. Для установления неформального контакта с родителями можно построить общение по типу телевизионных программ, игр с педагогическим содержанием, например , «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай!», «КВН», ток-шоу, где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое.

 К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями как одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителя. Беседа может возникнуть стихийно, по инициативе как родителей, так и педагога. Может быть заранее подготовленной, когда педагог продумывает вопросы, собирает информацию по определенной тематике; применяться в сочетании с другими формами работы: родительское собрание, посещение семьи и т.д. Дать квалифицированный совет, необходимую информацию, чему-то научить родителей можно через тематические консультации.

 Отдельную группу составляют наглядно – информационные формы. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания,  оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может показать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникающую трудность и пути ее разрешения.

 Такая форма  организации общения, как клуб для родителей, предполагает установление между родителями и педагогами доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями – что педагоги могут оказать им помощь в воспитании ребенка.

 Неформальный подход к организации и проведению этих форм работы ставит  воспитателей перед необходимостью использовать разнообразные  методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциацией с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала.

Это могут быть вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Так, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности: беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ, интерактивную игру и др.

 К игровым методам активизации родителей можно отнести ответы на вопрос с использованием мяча, микрофона или  предмета его заменяющего.

  Метод игрового моделирования поведения позволяет родителям расширить поле зрения на воспитательную проблему и на свое представление о ребенке. В условиях  игровой обстановки родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. В игровом тренинге родители заново открывают для себя радость общения с ребенком не только словесного, но и эмоционального. Многие  понимают, что нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку, любовь и радостный смех.

  Анализ педагогических ситуаций позволяет сделать вывод, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом: важно учитывать особенности ребенка, его настроение, нервно-психическое состояние, темперамент. Невозможно дать готовые рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Важно определить эффективность того или иного метода воспитания и быть готовым изменить собственную тактику взаимодействия с ребенком.

  1. Упражнение «Самый  трудный родитель, самый приятный родитель».

Педагогам предлагается разделиться на две группы и создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Затем создать портрет родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Портреты могут быть выполнены разными техниками. Затем работы презентуются.

Ведущий. Какие эмоции вы испытывали, создавая портреты родителя, с которым неприятно вступать в контакт?

- Какие  качества вы отразили в этом портрете?

- Что вы  чувствовали при создании другого портрета?

- Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны?

4. Беседа «С чего начинается общение?».

Итог беседы: родитель, который не соответствует идеалу, вызывает раздражение, поэтому к нему возникает отрицательное отношение.

Обсуждение «Алгоритма самоанализа педагогической позиции в общении» и « Алгоритма изменения отношения от нетерпимости к принятию».

  1. Упражнение «Желаю Вам …»

Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику, как одному из родителей своей группы.

Итог: самым лучшим комплиментом  для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Ведущий. Что вы чувствовали, высказывая пожелания?

- Какие трудности возникли при выполнении задания?

6. Рефлексия.

Педагогам предлагается выразить свое отношение к занятию нетрадиционным способом: жестами, мимикой, движением, фразой, лозунгом, звуком, цветом, ассоциацией.

Приложение 1

Алгоритм самоанализа педагогической позиции в общении с родителями

  1. Принимать чужое мнение как свое собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится.
  2. Вычленить положительные моменты чужого мнения, осознать несоответствие их собственным взглядам.
  3. Скорректировать свое мнение, утверждая его сильные стороны.
  4. Найти общее в своем и чужом мнениях, признать невозможность своего соглашения с некоторыми позициями другого человека.
  5. Попытаться все высказать оппоненту, сделав акцент на том, в чем Вы с ним согласны и в чем не согласны.
  6. Попросить оппонента более весомыми доводами переубедить Вас.
  7. Попробовать, используя доказательства и факты, переубедить оппонента.
  8. Если ни то, ни другое не удается, признать право на существование некоторых положений чужого мнения, с которым Вы не смогли согласиться, отказаться от внутреннего, а значит, и внешнего сопротивления.

Приложение 2

Алгоритм изменения отношения от нетерпимости к принятию

  1. Сдерживать свои отрицательные эмоции, снимать раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя.
  2. Реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение.
  3. На этой основе нужно принимать родителя таковым, каковым он является.
  4. Попытаться изменять отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя в целях ее изменения.
  5. Принимать возможность наличия у другого человека взглядов, не совпадающих с вашими, и не пытаться изменить его.

Литература:  И . В. Волобуева «Дружная семейка» Мозырь ООО ИД «Белый Ветер» 2006.

Консультация на тему:  «Особенности эффективного педагогического взаимодействия между педагогами и родителями»

Люди постоянно общаются, вступая друг с другом во взаимодействие. Можно сказать, взаимодействие – «одно из воплощений связей, отношений между людьми» (Б.З. Фульфов).

  Взаимодействие людей в воспитательной системе учреждения образования строится на различных уровнях, причем семья от этой системы неотделима. Именно от семейной среды зависит, созданы ли благоприятные условия для развития ребенка, какую заботу проявляют о нем близкие, счастлив ли он. В создании такой системы огромную роль играет единство дошкольного учреждения и семьи. Родители и педагоги в процессе воспитания должны выступать как единомышленники, партнеры, друзья.

Смысл педагогического  взаимодействия детского сада и семьи- в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для  развития его  индивидуальности.

Существует несколько типов взаимодействия:

-родители полностью принимают и понимают дошкольное учреждение;

-родители нейтральны, а порой равнодушны;

-конфликтные родители, противоречивы.

Взаимодействие между педагогами и родителями можно квалифицировать как сотрудничество, которое надо создавать терпеливо и целенаправленно. Приведем  примеры основных функций работы дошкольного учреждения с семьей:

-ознакомление родителей с содержанием образовательного процесса;

-психолого-педагогическое просвещение родителей. Это представление информации, расширяющей эрудицию родителей, направленной на повышение педагогической культуры, педагогического мастерства;

-привлечение родителей к совместной с детьми и педагогами деятельности, которая при благоприятных условиях является основой создания содружества в отношениях «воспитатель – дети – родители»;

-осуществление индивидуализированной, дифференцированной помощи семье, отдельным ее членам с целью корректировки их поведения, совершенствования семейных отношений;

Взаимодействуя друг с другом, люди должны обязательно «учитывать закономерности восприятия и понимания человека человеком, зависимость общения от вида отношений между его участниками (доверие, искренность), контролировать действие механизмов психологической защиты (когнитивных, эмоциональных, личностных).  Эти знания позволяют педагогу строить взаимодействие с родителями по определенным законам общения. Тем не менее, как показывает анализ практики, установление взаимодействия, а тем более сотрудничества с родителями осложняется тем, что некоторые педагоги не знают законов, правил общения, что иногда приводит даже к конфликтам.

Если имеет место непонимание, а тем более конфликт между воспитателем и родителями, то трудно что-либо сделать: выработать единый взгляд на проблему воспитания, сотрудничать, экономить моральные и физические силы при решении даже несущественных вопросов.

Успех сотрудничества всецело зависит от соблюдения воспитателем этики-педагогических требований к стилю взаимоотношений с детьми и родителями. При этом выявлена решающая роль содержательного и организационного уровней работы с семьей в создании содружества «педагог – дети – родители».

Следует отметить, что от позитивного взаимодействия выигрывают не только семья, дети, но и педагоги: постоянно совершенствуются; приобретают уверенность в себе; вносят изменения в свои семейные отношения, что способствует созданию эмоционального благополучия в собственном доме; улучшается содержательный, технологический, методический уровень воспитывающей деятельности.

Как сделать радостными совместные переживания родителей и педагогов по поводу общей цели- воспитание человека? Ответ один: только при бесконфликтном, заинтересованном, активном взаимодействии.

 Мы часто слышим выражение: надо уметь общаться. Что же это значит? Прежде всего педагогу (как профессионалу) необходимо строить отношения с  родителями  (и их детьми) на основе уважения, равенства, доброжелательности, доверия  («Подумаем вместе», «Что бы вы посоветовали? и т.д.»

Это обеспечивается следующими правилами общения:

-ответственность за слово и дело (как перед детьми, так и перед родителями);

- признание человеческой личности;

-«золотое» правило нравственности: относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе;

Основой общения является уважение. Нет сомнения в том, что этому сложному принципу жизнедеятельности человека – общению – надо учиться.

Основные рекомендации по эффективному общению:

-никогда не вступайте в разговор с родителями в раздраженном состоянии: это может навсегда разъединить людей.

- не оставайтесь наедине со своими неприятностями. Исповедуйтесь умному, доброжелательному, рассудительному человеку.

- умейте вовремя отвлечься от своих забот. Заняться каким- то требующим внимания делом, привычной работой.

- не позволяйте себе раздражения, гневного состояния. При возникновении подобного чувства приучайте себя делать паузу, осмысливать в это время ситуацию.

- не упрямитесь, не  позволяйте себе быть капризным. Если вопрос не принципиален, уступать. Разумная уступка вызывает уважение.

- не предъявляйте чрезмерных требований к окружающим. Принимайте людей такими, какие они есть. Не стремитесь сделать их удобными для себя.

Другой важный момент взаимодействия с родителями – следить в разговоре за своими словами. Недаром люди подметили: «Слово ранит, слово и согревает», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Одно и то же слово, выражение можно сказать  по –разному( с улыбкой или натянуто, глядя человеку в глаза), т.е. очень важно думать не только  о смысле сказанного, но и о технологии его озвучивания. Больше всего, как правило, люди обижаются на то, как слово произнесено (грубо, пренебрежительно).

И наконец, самыми разрушительными во взаимоотношениях людей, в том числе между родителями и педагогами, являются зло, гнев. Если эти состояния поддерживаются длительное время, начинается затяжной конфликт, в который втянуты и взрослые, и дети.

Как  избежать таких ситуаций в отношениях с родителями, выйти из конфликта, если уже он произошел? Ученые (М. Мак-Кей, П. Роджерс,  Ю. Мак- Кей и др.) дают рекомендации, полезные каждому человеку, а тем более педагогу.

Предпочтительнее ответственность брать на себя, потому что за гнев надо дорого платить; гнев не эффективен, так как люди не изменятся так, как бы нам хотелось.

 Общение имеет свои особенности в зависимости от возрастных границ, занимаемых ролей, близости собеседников. Это относится и к взаимоотношениям « педагог- родители». Наблюдение за развитием, совершенствованием этого общения позволило выявить отрицательные моменты. За что обижаются, почему конфликтуют родители? Прежде всего за невнимание к ним и их ребенку; деление детей на любимых и нелюбимых; систематическое осуждение поведения ребенка без каких-либо советов по его улучшению; неоднозначное отношение к родителям; поспешные выводы, неумение «разглядеть» достоинства ребенка; бессодержательную работу с родителями, которая для них превращается просто в некое обязательное мероприятие.

Рекомендации педагогам по созданию, поддержанию оптимального типа воспитательных отношений в триаде «педагог- дети – родители»:

-говорить с родителями, детьми всегда в хорошем настроении, доброжелательно, заинтересованно;

- использовать «золотое» правило педагогики: начинать разговор о человеке, а тем более о ребенке – с положительного, что даст импульс к продолжению беседы в доброжелательном тоне;

-не прибегать к чрезмерным отрицательным оценкам деятельности ребенка, потому что эту оценку родители переносят на себя;

- важно оценивать поступок, а не личность, так  как этот «перенос» часто не совпадает;

- всегда проявлять заинтересованное участие в судьбе ребенка, его семьи, что будет способствовать налаживанию доверительных отношений с родителями;

- уметь хранить тайны как с родителями, так и с детьми;

- верить в силы ребенка, его родителей, что придаст оптимизма в дальнейших совместных действиях семьи, воспитателя, детей;

- сочувствовать родителям, которые испытывают дискомфорт, неловкость в разговоре с воспитателем из-за плохих поступков детей, уметь поставить себя на их место;

- не беседовать с родителями  о серьезных делах «на ходу», не спешить мгновенно сказать обо всем, чем недовольны,  ибо в этом случае  не может высказать свою точку зрения другая сторона. Родители подчас уходят в подавленном настроении;

- никогда не прибегайте к сравнению одного ребенка с другим, а тем более родителей. Такой подход порождает раздражение, злобу, отрицательно сказывается на создании из родителей группы коллектива как содружества;

- в разговоре с родителями больше места уделять конкретным советам, договору о совместной деятельности, о перспективах;

- советы давать так, чтобы они были убедительными, чтобы родители их приняли;

- телефонную связь желательно использовать для разговора с членами семьи о чем-то положительном, о плохом лучше говорить не по телефону,  что даст возможность для более широкого контакта в общении;

- никогда не порицать действия того или иного ребенка перед родителями из другой семьи, это может «обрасти» слухами и вызвать конфликт;

- уходить от разговора  на коллективной встрече, в беседе с конфликтными родителями, с такими родителями лучше  говорить один на один;

Если педагог субъект взаимодействия с семьей, то его субъективность основывается на готовности и способности:

- постоянно обновлять свои знания о жизни воспитанников в семье, среди сверстников;

- поддерживать положительную направленность семьи на воспитание ребенка; компенсировать возможные негативные проявления семейного воспитания;

- привлекать родителей к совместной с детьми и педагогами деятельности;

Очень важен и такой момент: если взаимодействие есть,  определенные отношения между людьми, то, естественно, для эффективности этих связей, отношений необходимы согласие, желание идти на сотрудничество, доверие, доброжелательность, конфиденциальность, и требуется это как с одной стороны (воспитателя), так и с другой (родителей).

Литература:

М.П. Осипова, Г.А. Бутрима «Работа с родителями» Минск УП «Экоперспектива»  2003

«Установление партнерских отношений с родителями как фактор положительно-эмоционального состояния  воспитанников»

Семинар с элементами тренинга

Чернущик Ирина Романовна,

заместитель заведующего по основной деятельности

ГУО «Дошкольный центр развития ребенка аг.Верелишки»

Цель:   сформировать готовность педагогов к установлению партнерских отношений с родителями детей дошкольного возраста .

Задачи:

- раскрыть   влияние конструктивных отношений воспитателей с родителями на положительно-эмоциональное состояние ребенка;

- обеспечить овладение методиками оценки уровня развития профессионально значимых качеств воспитателя;

- апробировать методики формирования профессионально- педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.                                                                                                        

Ход  семинара:

1.Настройка на работу. Сплочение педагогов

Упражнение «Огонек»

                   Педагоги садятся по кругу передают друг другу «огонек добра» и произносят при этом те качества педагога, которые необходимы для успешного взаимодействия с родителями ( терпение, педагогический такт, профессиональные знания и умения, общая культура, обаяние, искренность, вежливость и т.д.)

Упражнение «Вопрос – ответ»

    Участники передают «огонек» кому-либо из коллег и задают вопросы:

- Что у Вас получается лучше всего в работе с родителями?

- Какие затруднения испытываете в работе с родителями?

- Ваш стиль общения с родителями?

-Стараетесь ли Вы указывать родителям на просчеты в воспитании детей или же отмечаете только положительные стороны развития ребенка?

-Какие проблемы воспитания ребенка Вы обсуждаете с родителями?

-Как Вы считаете, нужна ли специальная подготовка воспитателя к работе с родителями?

- Считаете ли Вы, что все родители полностью удовлетворены Вашей работой с детьми?

- Какое интересное мероприятие Вы провели в своей группе с родителями? Чем оно запомнилось?

- Как Вы устанавливаете контакт с « неконтактными» родителями?

- Для Вас важен контингент родителей группы, или Вы готовы работать с любыми?

2.Педагогические техники

Педагоги делятся на четыре команды.

2.1 Решение проблемных ситуаций с  карточки с описанием ситуаций

Ситуация 1

Ребенок плачет, отказывается идти в группу. Отец нервничает, так как спешит на работу, а ребенок цепляется за него, не отпускает от себя.

Ваши действия. Успокойте ребенка. Прокомментируйте, почему вы поступили именно так.

Ситуация 2

Вам предстоит сегодня вечером сообщить родителям, что Дима сильно ударил Сережу лопаткой на прогулке. При этом вы знаете крутой нрав обоих родителей, их неадекватное отношение к замечаниям со стороны воспитателей.

Разыграйте диалог «родитель- педагог» по ролям. Почему вы решили поступить именно так?

Ситуация 3

Родители Маши в разводе, но отец девочки часто приходит в детский сад, чтобы пообщаться с дочерью. Мать категорически запрещает воспитателю предоставлять такую возможность своему бывшему супругу.

Каким образом вы поступите в подобной ситуации? Разыграйте диалог с одним из родителей, обоснуйте свое решение.

 Ситуация 4

Вы обратили внимание, что кто-то из детей произносит грубые, бранные слова: «Где же вы слышали такие слова? В детском саду мы этому не учим. Знаете, кто говорит такие слова?»

- «Мой папа», - отозвался Саша.

Как вы поступите? Разыграйте диалог с отцом, убедите его в недопустимости подобного поведения.                                                                       

  2.2 Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный  родитель»

 Педагоги объединяются в две группы.

Задание: Создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Затем создать портрет родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Портреты могут быть выполнены разными техниками.

Затем работы презентуются по очереди группами.

Вопросы после презентации:

- Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым неприятно вступать в контакт?

- Какие качества вы отразили в этом портрете?

- Что вы чувствовали при создании другого портрета?

- Как вы считаете, нужно ли искать пути контакта с теми родителями, которые, вам неприятны?                                                                                                                     

 3. Родители и педагогический коллектив

  Методология взаимодействия

Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрослого в воспитании ребенка.

Родители – это взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка.

Специалисты- это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы. Здесь важна технология коммуникации.

   Важно понимать, что любой родитель, даже самый неумелый, с точки зрения педагогики, своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги.  Родитель унижает, не удовлетворяет потребности ребенка, бьет его, потому что только так умеет общаться с ним и делает все с убеждением, что это на пользу ребенку (субъективная реальность). Кроме того, родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний. Им может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом обучающей (средством обучения при этом является то, как говорит специалист о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонациями сопровождается сообщение, о чем это сообщение и т.д.)

     Педагогу необходимы следующие навыки:

 - умение слушать (слушать с желанием понять ту самую субъективную реальность собеседника);                                  

- понимание невербального языка сообщения и адекватное его применение (жесты, мимика, интонации не должны противоречить содержанию беседы).                                                                                                                             

  Навык выражения неодобрения : прямое выражение недовольства или неодобрения действий человека может включать предположение о том, как эти действия улучшить, то есть какие действия были бы вами одобрены. Общение с рассерженным родителем:

- показать собеседнику свое уважение к нему, отметив вслух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы разгневаны»), и дать ему возможность выговориться;

- настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы сердиты, однако я выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану»);

- исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и т.д.);

-  избегать скоропалительных выводов;

- встретиться с родителем, который был в разгневанном состоянии на следующий день после общения с ним, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.

      Профессиональное поведение педагога есть отражение его нравственной личностной и педагогической идеологии. Неэффективное коммуникативное поведение свидетельствует и о проблемах педагога, возможно об «эмоциональном выгорании», усталости, истощении, о профессиональной деформации личности. Грамотное общение – залог хорошего психологического самочувствия педагога и его профессионального долголетия.

4.Игра «Заверши фразу»

Участникам поочередно предлагается завершить фразу, начатую ведущим:

- Больше всего я ценю в родителях своих воспитанников такие качества, как…

- Когда я что-то хочу сказать родителям…

- Я считаю, что сложнее всего во взаимодействии с семьей…

- Когда у меня назревает конфликтная ситуация с родителями, я …

- С родителями своих воспитанников я никогда не позволяю себе…

- Мне нравится беседовать с родителями о…

- Для меня достаточно сложно в работе с семьей…

- А еще я хочу сказать, что родители…

- Я согласна с тем, что…

- Чаще всего родители обращаются ко мне с…

- Я бы посоветовала коллегам, чтобы во взаимодействии с семьей…

- Чаще всего я обращаюсь к родителям с…

- Меньше всего я общаюсь с теми родителями, которые…., потому что…

- Я хотела бы спросить у коллег…

- Я могу сказать, что для каждого ребенка семья это…

5. Игра «Самоанализ»

    Каждый участник получает лист бумаги  разделенный на четыре части. Поочередно в каждую часть необходимо записать ответы на предложенные вопросы. Задание нужно выполнить быстро, записывать свои ответы точно в той последовательности, в какой они сразу приходят в голову.

Технологическая карта «Самоанализ»

1. Что у меня получается лучше всего во взаимодействии с семьей?

2.Что получается у меня недостаточно хорошо или не получается вовсе во взаимодействии с семьей?

-беседа;

-организация совместной деятельности детей и родителей;

-Общение с «трудными» родителями.

3. Каким образом я взаимодействую с родителями?

4. Что мне необходимо для решения проблемы, обозначенной в п. 2?

- беседую;

-консультирую;

-провожу домашние визиты;

-провожу родительские собрания;

-анкетирование;

-организую совместную деятельность детей и родителей;

-провожу мини-собрания;

-организую выставки;

-даю поручения, задания;

-включаю родителей в образовательный процесс;

-изучаю опыт семейного воспитания;

- Изучить литературу с «трудными» родителями;

-проконсультироваться у педагога-психолога;

-пообщаться с опытными коллегами;

-тщательно продумывать содержание предстоящих бесед с этой категорией родителей и т.п.

Как показывают исследования ученых, в массовой практике имеют место

объективные и субъективные трудности в развитии отношений между ДУ и семьей. К ним можно отнести:

- бессистемность работы воспитателя с семьей;

- слабый учет запросов семьи и потребностей в воспитании ребенка, недостаточную осознанность воспитателями позиции родителей как заказчиков образовательных услуг;

- недостаточную рекламу деятельности  в вопросах воспитания детей и работы с родителями;

- слабую дифференциацию в подходах к работе с семьей;

- несформированность системы партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями;

- низкий уровень педагогической культуры родителей;

  7. Прощание с помощью игры «Рука друга»

Участникам предлагается обвести свою ладонь ручкой и написать себе пожелание по взаимодействию с родителями. 

Литература:

1. Елисеева Т.П.  Детский сад и семья:  формы взаимодействия -

Минск : ООО «Лексис», 2004.

2.Зверева О.Л., Кротова Т.В.  Общение педагога с родителями в ДОУ -Москва, 2005.

3. Гуз  А.А. Взаимодействие ДУ и семьи - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,  2007.

4. Ксенда О.Г. Организация сотрудничества детского сада и семьи – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006.

5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей - Москва, 2004.

6. Котко  А.Н. Содержание и технологии проведения семинарских занятий с педагогами – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.

                                                  Семинар для педагогов с элементами тренинга

«Установление партнерских отношений с родителями как фактор положительно-эмоционального состояния  воспитанников»

Цель: - развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях образовательного процесса в ДУ;

- понимание того, что конструктивное отношение с родителями влияет на положительно-эмоциональное состояние ребенка;

- проверка уровня развития профессионально значимых качеств личности воспитателя;

- тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения;

Подготовительная работа: (домашнее задание).

1.Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

- Что у Вас получается лучше всего в работе с родителями?

- Какие затруднения испытываете в работе с родителями?

- Ваш стиль общения с родителями?

- Испытываете ли Вы трудности в организации общения с родителями?

- Какие формы общения с родителями Вы используете в своей работе?

- Приведите в качестве примера типичные ошибки, допускаемые родителями детей Вашей возрастной группы.

-Стараетесь ли Вы указывать родителям на просчеты в воспитании детей или же отмечаете только положительные стороны развития ребенка?

-Какие проблемы воспитания ребенка Вы обсуждаете с родителями?

-Как Вы считаете, нужна ли специальная подготовка воспитателя к работе с родителями?

- Считаете ли Вы, что все родители полностью удовлетворены Вашей работой с детьми?

-Считаете ли Вы необходимой работу с родителями воспитанников в ДУ?

- Какое интересное мероприятие Вы провели в своей группе с родителями? Чем оно запомнилось?

- Как Вы устанавливаете контакт с « неконтактными» родителями?

- Для Вас важен контингент родителей группы, или Вы готовы работать с любыми?

Литература:

1.Т.П. Елисеева «Детский сад и семья: соврем. Формы взаимодействия»

Минск ООО «Лексис» 2004

2.О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ» Москва 2005.

3.А.А. Гуз «Взаимодействие ДУ и семьи» Мозырь ООО ИД «Белый Ветер» 2007

4.О.Г.Ксенда «Организация сотрудничества детского сада и семьи» Мозырь ООО ИД «Белый Ветер» 2006.

5.А.В.Козлова, Р.П.Дешеулина «Работа ДОУ с семьей» Москва 2004

6.А.Н.Котко «Содержание и технологии проведения семинарских занятий с педагогами».Мозырь ООО ИД «Белый Ветер» 2003

План проведения семинара:

  1. Настройка на работу. Сплочение группы педагогов.

      -Упражнение «Огонек»;

       -Упражнение «Вопрос – ответ».

    2. Педагогические техники.

       - Решение проблемных ситуаций на карточках.

       - Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель».

    3. Теоретический аспект: « Учимся сотрудничать с родителями»

        Результаты анкетирования родителей по направлению «Взаимодействие  

        с родителями».

        Справочный материал для воспитателя.

      4 Диагностический тест «Оценка уровня коммуникабельности педагога    

      с  родителями» (на основе методики оценки уровня общительности 

      педагога, по Ряховскому)              

     5. Игра «Заверши фразу».

    6.Работа со шкалой самооценки педагога по взаимодействию с

       родителями.

    7. Теоретический аспект: «Родители и педагогический коллектив.        

         Методология взаимодействия».

   8.Игра «Самоанализ». (заполнение технологической карты).

   9.Прощание с помощью игры «Рука друга»

   10. Рефлексия «Мишень».

    

  1. Настройка на работу. Сплочение педагогов.

Упражнение «Огонек»

Педагоги садятся по кругу передают друг другу «огонек добра» и произносят при этом те качества педагога, которые необходимы для успешного взаимодействия с родителями ( терпение, педагогический такт, профессиональные знания и умения, общая культура, обаяние, искренность, вежливость и т.д.)

Упражнение «Вопрос – ответ».

Участники передают «огонек» кому-либо из коллег и задают вопросы:

- Что у Вас получается лучше всего в работе с родителями?

- Какие затруднения испытываете в работе с родителями?

- Ваш стиль общения с родителями?

- Испытываете ли Вы трудности в организации общения с родителями?

- Какие формы общения с родителями Вы используете в своей работе?

- Приведите в качестве примера типичные ошибки, допускаемые родителями детей Вашей возрастной группы.

-Стараетесь ли Вы указывать родителям на просчеты в воспитании детей или же отмечаете только положительные стороны развития ребенка?

-Какие проблемы воспитания ребенка Вы обсуждаете с родителями?

-Как Вы считаете, нужна ли специальная подготовка воспитателя к работе с родителями?

- Считаете ли Вы, что все родители полностью удовлетворены Вашей работой с детьми?

-Считаете ли Вы необходимой работу с родителями воспитанников в ДУ?

- Какое интересное мероприятие Вы провели в своей группе с родителями? Чем оно запомнилось?

- Как Вы устанавливаете контакт с « неконтактными» родителями?

- Для Вас важен контингент родителей группы, или Вы готовы работать с любыми?

2.Педагогические техники.

Педагоги делятся на четыре команды.

2.1 Решение проблемных ситуаций на карточках.

Первой команде:

Ребенок плачет, отказывается идти в группу. Отец нервничает, так как спешит на работу, а ребенок цепляется за него, не отпускает от себя.

Ваши действия. Успокойте ребенка. Прокомментируйте, почему вы поступили именно так.

Второй команде:

Вам предстоит сегодня вечером сообщить родителям, что Дима сильно ударил Сережу лопаткой на прогулке. При этом вы знаете крутой нрав обоих родителей, их неадекватное отношение к замечаниям со стороны воспитателей.

Разыграйте диалог «родитель- педагог» по ролям. Почему вы решили поступить именно так?

Третьей команде:

Родители Маши в разводе, но отец девочки часто приходит в детский сад, чтобы пообщаться с дочерью. Мать категорически запрещает воспитателю предоставлять такую возможность своему бывшему супругу.

Каким образом вы поступите в подобной ситуации? Разыграйте диалог с одним из родителей, обоснуйте свое решение.

 Четвертой команде:

Вы обратили внимание, что кто-то из детей произносит грубые, бранные слова: «Где же вы слышали такие слова? В детском саду мы этому не учим. Знаете, кто говорит такие слова?» -

«Мой папа», - отозвался Саша.

Как вы поступите? Разыграйте диалог с отцом, убедите его в недопустимости подобного поведения.

         На выполнение заданий дается 5 минут (звучит тихая музыка).

     

 2.2 Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный  родитель».

        Педагоги объединяются в две группы.

Задание:

Создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Затем создать портрет родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Портреты могут быть выполнены разными техниками.

Затем работы презентуются по очереди группами.

Вопросы после презентации:

- Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым неприятно вступать в контакт?

-Какие качества вы отразили в этом портрете?

- Что вы чувствовали при создании другого портрета?

-Как вы считаете, нужно ли искать пути контакта с теми родителями, которые, вам неприятны?                                                                                                                      

3.Теоретический аспект «Учимся сотрудничать с родителями»

Человек приобретает человеческую сущность только в сообществе людей.

И главную роль в этом процессе, безусловно, играют родители ребенка. Это они привели его в этот мир, они несут ответственность за то, каким он станет. Способность родителей справиться со своими воспитательными функциями называется педагогической компетентностью родителей.

 Педагогическая компетентность – это способность понимать потребности ребенка и создавать условия для их разумного удовлетворения, способность сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь, в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребенка и социальной ситуацией.

 Педагогическая компетентность можно наблюдать в типичных жизненных ситуациях. Как правило, все поступки родителей укладываются между двумя противоположными полюсами- двумя уровнями педагогической компетенции.

 Высокий уровень педагогической компетентности характеризуется:

- осознанностью собственных педагогических целей и задач, представлений о способах их реализации (знаю, чего хочу и как этого добиться);

- адекватными ожиданиями от собственных затрат и усилий ( делаю не то, что могу, а то, что следует делать в этой конкретной ситуации);

-умеренными и адекватными детским способностям притязаниями (помогаю ребенку добиться успехов в том виде деятельности, который он выбрал сам, а не там, где мне хочется);

-объективными знаниями об основных закономерностях развития ребенка (помню себя в этом возрасте, знаю, что происходит с моим ребенком, испытываю потребность в обогащении своих знаний по детской психологии);

-осознанностью степени вмешательства в социальную ситуацию развития ( мой ребенок не совсем такой, каким я его представлял, но он имеет право быть другим, я буду защищать его право быть самим собой везде, где это право будет нарушаться).

 Практика показывает, что уровень педагогической компетенции наших родителей не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе дошкольного учреждения. Они пока не очень хорошо осознают свои права и обязанности. Естественным следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность.

 С  другой стороны, представить себе ситуацию, в которой большинство родителей займет активную позицию и начнет прямо и сознательно участвовать в образовательном процессе своих детей, тоже достаточно трудно. Воспитатели к этому тоже не очень готовы.

 Поэтому в сложившейся ситуации наиболее целесообразно постепенно менять ситуацию в лучшую для детей сторону. А значит, способствовать установлению более тесных неформальных контактов между педагогами детского сада и родителями воспитанников.

Решение этой задачи непростое. Многие учреждения сегодня пытаются опытным путем найти дорожку к сердцу родителей: организуются нетрадиционные родительские собрания, проводятся открытые занятия, интерактивные утренники и многое другое. Результаты же достигаются далеко не всегда. Да и ошибки неизбежны.

 Часто упускается из виду главная задача педагогов ДУ – повышение педагогической компетентности родителей. Достичь этого разовыми акциями невозможно. Необходима целенаправленная  длительная работа.

 Фрагментом такой работы может быть анкетирование родителей.

(Результаты анкетирования «Взаимодействие с родителями»).

Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями является установление партнерских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий. Решения этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности.

 Наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в ДУ является вечерний приход родителей за ребенком.

Воспитатель не должен забывать о том, что родительская поддержка в воспитании и развитии ребенка во многом определяется тем, под каким углом зрения делается сообщение о событиях из жизни ребенка в детском саду.

Если воспитатель регулярно сообщает пусть даже о незначительных успехах ребенка, привлекает внимание  к его поделкам, обращая внимание на их достоинства, он приучает родителей следить за успехами своего сына или дочери, правильно реагировать на них.

 Если воспитатель регулярно рассказывает родителям о тех занятиях, которые были у детей, вывешивает информацию об их содержании и достижениях детей, он помогает родителям быть внимательными к познавательному развитию своего ребенка. Однако часто при этом Упускается из вида, что родителю надо помочь осознать свою роль в этом процессе.

 Если воспитатель регулярно жалуется на плохое поведение ребенка, он провоцирует развитие в родителях недоброжелательного отношения к ребенку.

 Если воспитатель не упускает случая посвятить родителей в плохое поведение других детей группы, он невольно становится соучастником приклеивания «черных ярлыков» и подвергает детей давлению общественного предвзятого мнения. Это непрофессионально. Взрослый человек изначально имеет преимущество в отношениях с ребенком. И если он пытается это преимущество увеличить, усилить общественным мнением, это всегда провоцирует нежелательные формы поведения детей, мешает их коррекции.

 Если воспитатель в отношениях с родителями ограничивается лишь минимумом административно-хозяйственных сообщений, спускаемых сверху, он не может расположить родителя к диалогу и сотрудничеству, и тем самым лишает сад родительской поддержки. А у родителей складывается мнение, что он нужен только для поборов и черной работы.

 Если воспитатель избегает каких-либо контактов с родителями, он вызывает подозрение и провоцирует агрессивное  поведение по отношению к ДУ.

 Таким образом, направленность общения воспитателей с родителями является «зеркалом» просветительской работы учреждения.

4.Диагностический тест «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями» ( на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф.Ряховскому). (Приложение)

5.Игра «Заверши фразу»

Участникам поочередно предлагается завершить фразу, начатую ведущим:

- Больше всего я ценю в родителях своих воспитанников такие качества, как…

-Когда я что-то хочу сказать родителям…

- Я считаю, что сложнее всего во взаимодействии с семьей…

-Когда у меня назревает конфликтная ситуация с родителями, я …

-С родителями своих воспитанников я никогда не позволяю себе…

-Мне нравится беседовать с родителями о…

-Для меня достаточно сложно в работе с семьей…

-А еще я хочу сказать, что родители…

-Я согласна с тем, что…

- Чаще всего родители обращаются ко мне с…

- Я бы посоветовала коллегам, чтобы во взаимодействии с семьей…

-Чаще всего я обращаюсь к родителям с…

- Меньше всего я общаюсь с теми родителями, которые…., потому что…

- Я хотела бы спросить у коллег…

-Я могу сказать, что для каждого ребенка семья это…

-Я задумалась над тем, что…

6.Работа со шкалой самооценки педагога по взаимодействию с родителями.

Шкала самооценки педагога по взаимодействию с родителями.

Перечень качеств и умений

Степень выраженности (отметить знаком «+» в соответствующей графе)

Очень высокое

высокое

достаточное

слабое

отсутствует

1.Умение установить отношения доверия, открытости с членами семьи.

2. Умение выслушать, понять конкретного родителя.

3. Умение общаться с родителями конструктивно, учитывать их индивидуальные особенности.

4.Умение адекватно оценивать ситуацию в семье, прогнозировать ее дальнейшее развитие и решение.

5. Умение наблюдать, сопоставлять имеющиеся факты по семье, соотносить их с поведением ребенка.

6. Умение общаться с неординарными, «трудными» родителями.

7.Способность к предупреждению конфликтных ситуаций.

8. Умение профессионально разрешать конфликтные ситуации с родителями.

9. Способность оказывать квалифицированную          консультацию по проблемам воспитания ребенка.

10. Владение индивидуальными и групповыми формами взаимодействия с родителями.

11.Владение методами изучения семьи и семейного воспитания.

12.Культура диалога, речь педагога при общении с родителями.

13.Взаимодействие со специалистами и педагогом-психологом по проблемам семьи.

14.Рефлексивнность.

7.Родители и педагогический коллектив.

  Методология взаимодействия.

Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрослого в воспитании ребенка.

Родители – это взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка.

Специалисты- это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы. Здесь важна технология коммуникации.

 Важно понимать, что любой родитель, даже самый неумелый, с точки зрения педагогики, своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги.  Родитель унижает, не удовлетворяет потребности ребенка, бьет его, потому что только так умеет общаться с ним и делает все с убеждением, что это на пользу ребенку (субъективная реальность). Кроме того, родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний. Родителям может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом обучающей (средством обучения при этом является то, как говорит специалист о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонациями сопровождается сообщение, о чем это сообщение и т.д.)

 Педагогу необходимы следующие навыки:

 Умение слушать (слушать с желанием понять ту самую субъективную реальность собеседника); понимание невербального языка сообщения и адекватное его применение (жесты, мимика, интонации не должны противоречить содержанию беседы). Навык выражения неодобрения : прямое выражение недовольства или неодобрения действий человека может включать предположение о том, как эти действия улучшить, то есть какие действия были бы вами одобрены. Общение с рассерженным родителем:

*показать собеседнику свое уважение к нему, отметив вслух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы разгневаны»), и дать ему возможность выговориться;

*настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы сердиты, однако я выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану»);

*исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и т.д.);

* избегать скоропалительных выводов;

*встретиться с родителем, который был в разгневанном состоянии на следующий день после общения с ним, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.

Профессиональное поведение педагога есть отражение его нравственной личностной и педагогической идеологии. Неэффективное коммуникативное поведение свидетельствует и о проблемах педагога, возможно об «эмоциональном выгорании», усталости, истощении, о профессиональной деформации личности. Грамотное общение – залог хорошего психологического самочувствия педагога и его профессионального долголетия.

 8.Игра «Самоанализ»

Каждый участник получает лист бумаги  разделенный на четыре части. Поочередно в каждую часть необходимо записать ответы на предложенные вопросы. Задание нужно выполнить быстро, записывать свои ответы точно в той последовательности, в какой они сразу приходят в голову.

Технологическая карта «Самоанализ»

1. Что у меня получается лучше всего во взаимодействии с семьей?

2.Что получается у меня недостаточно хорошо или не получается вовсе во взаимодействии с семьей?

-беседа;

-организация совместной деятельности детей и родителей;

-Общение с «трудными» родителями.

3. Каким образом я взаимодействую с родителями?

4. Что мне необходимо для решения проблемы, обозначенной в п. 2?

- беседую;

-консультирую;

-провожу домашние визиты;

-провожу родительские собрания;

-анкетирование;

-организую совместную деятельность детей и родителей;

-провожу мини-собрания;

-организую выставки;

-даю поручения, задания;

-включаю родителей в образовательный процесс;

-изучаю опыт семейного воспитания;

- Изучить литературу с «трудными» родителями;

-проконсультироваться у педагога-психолога;

-пообщаться с опытными коллегами;

-тщательно продумывать содержание предстоящих бесед с этой категорией родителей и т.п.

Как показывают исследования ученых, в массовой практике имеют место

объективные и субъективные трудности в развитии отношений между ДУ и семьей. К ним можно отнести:

*бессистемность работы воспитателя с семьей;

*слабый учет запросов семьи и потребностей в воспитании ребенка, недостаточную осознанность воспитателями позиции родителей как заказчиков образовательных услуг;

*недостаточную рекламу деятельности  в вопросах воспитания детей и работы с родителями;

*слабую дифференциацию в подходах к работе с семьей;

*несформированность системы партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями;

*низкий уровень педагогической культуры родителей;

*потребность ДУ для работы с семьей в узких специалистах, в том числе социальных педагогах.

  Можно выделить следующие этапы работы ДУ с семьей:   (предложить записать)

*знакомство с родителями;

* изучение семьи и ее социального заказа;

*демонстрация своих образовательных возможностей;

* выбор формы работы с родителями;

*реализация замыслов;

*коррекционная работа и вовлечение родителей в деятельность дошкольного учреждения;

* участие родителей в жизни детского сада в разном качестве (наблюдателей, активных наблюдателей, волонтеров).

На сегодняшний  момент важное значение в организации работы с родителями имеет выбор форм работы. В структуру любого мероприятия  с участием родителей вносятся различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям. В целом можно выделить следующие основные требования к построению любого совместного мероприятия с участием семьи и сотрудников детского сада:

1.Активизация родителей. Соблюдение этого требования проявляется в том, что родители имеют возможность активно участвовать в любом действе: говорить, спорить, играть, соревноваться. Для этого нужно включить в мероприятия такие методы и приемы, как:

-ролевые и деловые игры;

-спортивные, дидактические, подвижные, развивающие и другие виды детских игр;

-решение кроссвордов;

-анкетирование, тестирование;

-обмен мнениями, опытом;

-обсуждение проблемных ситуаций;

- диспуты и дискуссии и др.

2.Актуальность информационного блока. Реализация этого требования строится на основе выявления интересов родителей. Безусловно, есть темы, актуальные для какого-либо возрастного периода дошкольника (адаптация в детском саду в раннем и младшем дошкольном возрасте, подготовка к школе – в старшем). Другая информация наиболее интересна для определенных категорий родителей (воспитание в многодетной семье, неполной семье, семье, имеющей одного ребенка). Однако существуют и вопросы, которые волнуют всех родителей (сохранение здоровья детей, особенности воспитания и обучения дошкольников на различных возрастных этапах, оптимизация взаимоотношений в семье и другие).

Для выполнения этого требования можно использовать следующие методы и приемы:

-выступление специалистов ( руководителей ДУ, педагогов, учителей начальной школы, педагога-психолога, учителя дефектолога, медиков, социальных работников, сотрудников МВД и др.)

-анкетирование, тестирование;

-обмен мнениями, опытом;

-ответы на вопросы, в том числе анонимные из почтового ящика;

3.Наличие развлекательной части .Необходимость такого требования связана с проблемой снижения родительского интереса к деятельности дошкольного учреждения и жизни ребенка в детском саду. Не секрет, что в настоящее время по отношению к ДУ довольно распространена потребительская позиция родителей, смысл которой можно выразить следующим образом: «Я за сад заплатил, ребенка в сад сдал. Верните мне его воспитанным, умным, добрым, аккуратным.  Я работаю, и мне им заниматься некогда». По этой причине возникла необходимость привлечь внимание родителей к детскому саду именно через развлекательные элементы. Кроме того, большинство родителей не имеют возможности или желания по личной инициативе жить полноценной, активной, интересной , наполненной отдыхом или развлечениями жизнью. Детский сад может предложить им такую услугу через различные варианты организации досуга, что в значительной степени привлечет родителей в дошкольное учреждение. Для реализации этого требования используются следующие методы и приемы:

-концерты;

-игры;

-драматизация;

-походы в театр;

-совместные экскурсии в лес, парк;

-выступление артистов в детском саду;

-дискотеки для детей и родителей (танцевальные паузы);

-совместные соревнования детей, родителей, работников детского сада;

-фото- и видеосъемка с последующим просмотром;

-чаепитие и сладкий стол.

4.Возможность для каждого родителя увидеть деятельность (выступление) своего ребенка. Безусловно, для каждого родителя наиболее важен и интересен именно его ребенок, поэтому при подготовке любых мероприятий для родителей нужно помнить о том, что все хотят увидеть своего малыша. Посему каждый ребенок из группы, независимо от умений и таланта, должен быть «Представлен». Пусть это будет не индивидуальное выступление, а коллективное, пусть в драматизации ребенок будет играть статическую роль, пусть он просто раздает родителям карандаши или бумагу. Суть не в важности действия, а в том, чтобы каждый ребенок был «виден» родителям. Важность и значимость его деятельности должен придать воспитатель.

5.Возможность свободного общения родителей и детей. Существует знаменитая фраза Сент-Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». К сожалению для большинства работающих родителей общение с собственными детьми действительно является роскошью. По этой причине при планировании и продумывании сценариев любых мероприятий для родителей необходимо предусматривать возможность их свободного общения с детьми. Для этого достаточно посадить их рядом, включить в программу различные виды совместной деятельности (игры, соревнования).

 Соблюдение всех перечисленных требований при подготовке и проведении любой из предложенных форм работы сможет превратить мероприятие с участием родителей, детей и педагогов в интересную и увлекательную встречу. И именно эта встреча вызовет у них потребность прийти в детский сад еще и еще раз, необходимость быть более активными и заинтересованными, возможно, оказать детскому саду какую-либо помощь.

Координация усилий двух социальных институтов- семьи и детского сада – в вопросах развития ребенка дошкольного возраста способствует оздоровлению и укреплению семьи, построению партнерских отношений, расширяет границы социальных связей образовательного пространства, а также содействует развитию новых технологий, обеспечивающих успешную организацию, управление в системе взаимодействия «детский сад – семья». Они представляют собой совокупность воспитательных и социальных технологий, направленных на разностороннее развитие личности ребенка, преобразование его окружающей среды.

В заключение нашей встречи хочу предложить вам опираться в работе с родителями на следующие гуманистические традиции, основные идеи которых таковы:

- педагог для родителей есть компетентный специалист, сопровождающий развитие ребенка в дошкольном возрасте и могущий предложить множество разной информации, которая касается всех сторон жизни ребенка и родителей;

-педагог для родителей есть внимательный собеседник, настроенный на понимание, сотрудничество и взаимодействие в целях обоюдного развития;

- педагог для родителей есть партнер, который совместными с ними усилиями выстраивает систему жизнедеятельности ребенка в детском саду, согласуясь с особенностями его жизни дома.

9. Прощание с помощью игры «Рука друга»

Участникам предлагается обвести свою ладонь ручкой и написать себе пожелание по взаимодействию с родителями.  Собрать листы, перемешать их, расположить веером, предложить участникам взять себе по одному листу и поочередно зачитать пожелания.

10. Рефлексия: «Мишень» (оценка мероприятия)

Педагогам предлагается «выстрелить по мишени», т.е. поставить точки в разных секторах круга, оценив тем самым значимость, результативность  мероприятия. Точки, поставленные во внешнем круге, -0 баллов; в среднем круге – от 1 до 5; в центре круга – от 6 до 10 баллов.

Рефлексия «Мишень»

1 сектор –моя собственная активность;

2 сектор – психологическая атмосфера во время проведения мероприятия;

3 сектор – условия созданные для работы;

4 сектор – эффективные приемы работы;  

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.