Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 62 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 76 человек

Работа с родителями

Дата: 31 октября 2017 в 09:42
Автор: Авдей Н. Е.

Мероприятие для детей от 5 до 6 лет и их родителей на тему:  

«Дружная семья – это  моя крепость»

Цель:  Пополнить знания  родителей в вопросах семейного воспитания, создать возможность для общения. Формировать положительные взаимоотношения между родителями, детьми, педагогами.

Ведущий . Добрый вечер, уважаемые родители и дети! Начну нашу встречу с пословицы «Везде хорошо, а дома лучше». Действительно, где  бы мы не были, нас всегда тянет домой, туда где ждут нас близкие люди – наша семья. Очень важно, чтобы в нашем доме царила любовь, взаимопонимание, доверие и поддержка родных и близких людей.  Семья – это колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, искренность и непосредственность чувств,  которые они питают  друг к другу, живая реакция на поведение ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

(Ведущий поочередно называет фамилии семей, все участники приветствуют их аплодисментами).

В. Уважаемые родители! Какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»? (ответы родителей).

В. Наша группа – это тоже своеобразная семья. Ведь у ваших детей по сути два дома – семья и детский сад. Сегодняшняя наша встреча поможет нам  ответить на многие вопросы, а также сблизиться, почувствовать себя уверенно и комфортно.

-Начнем с презентации семей (домашнее задание)

(Презентация 3 – 4 семей в занимательной форме не более 1 минуты. Это может быть в форме частушек, стихотворения, фото, коллажа)

 В. Семья – это  та крепость, за стенами которой наши дети чувствуют себя в  безопасности. Если она рушится, то защищаться от невзгод и бурь жизни станет трудно. Поэтому семья должна быть надежной.

 Существует множество высказываний философов, писателей, поэтов, педагогов о роли семейного воспитания.                                                                         

   Задание 1. В. Я предлагаю родителям попытаться восстановить разделенные на фрагменты высказывания, а детям – фрагменты из сказок, которые находятся в конвертах на ваших столах ( на столах у команд находятся конверты с разрезанными на фрагменты фразами (для родителей) и фрагментами из сказок (для детей).  Задача  родителей – как можно быстрее восстановить фразы, сложить фрагменты прочитать их, объяснив смысл, детей – отгадать сказку. По окончании выполнения задания, педагог подводит итоги).

В. Издавна повелось, что в каждом доме, в каждой семье есть свой талисман, оберег,  который охраняет семью  от злых сил, плохих вестей, болезней. Есть ли в вашей семье такой символ?  Изобразите и представьте  его.

Задание 2 . Изображение эмблемы или толисмана семьи.

Родители вместе с детьми изображают эмблему или талисман своей семьи, используя рисование, аппликацию.

В. Каждая семья живет в доме или квартире. К сожалению, некоторые семьи живут в небольших квартирах и, конечно же,  мечтают о большом красивом доме, где у каждого из них будет своя отдельная комната. Давайте построим  дом, в котором вы живете или вам хотелось бы жить.

Задание 3. Постройка из строительного материала дома для своей семьи (каждая семья, совместно с детьми строит свой дом) По окончании работы каждая семья коротко рассказывает о своем доме.

В. Замечательные построили дома! Я хочу чтобы в ваших домах всегда царило добро, а зло проходило мимо.

Я предлагаю всем размяться и поиграть в игру «Добро –зло».

Ход игры:

Дети становятся перед взрослыми. Они по очереди называют любые слова обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

В. В дружной семье  всегда  празднуют различные праздники. Вопрос к детям: Какие праздники празднуют в вашей семье?  (ответы детей).

А праздничный пирог, торт присутствует на  ваших праздниках?

Задание 4. Укрась праздничный пирог.

На столах у каждой семьи лежат заготовки с контуром праздничного пирога, который нужно украсить. Задание выполняют родители совместно с детьми.  По окончании  работы презентуют свой «пирог», рассказывают для какого события он приготовлен.

В. А сейчас мы проведем игру-тренинг «Мы  - кирпичики дома»

 Взрослые и дети держатся за руки и стоят в кругу.

В. Закройте глаза и представьте, что мы свами – кирпичики, и нам надо построить общий дом. В доме все кирпичики крепко держатся друг за друга, образуя большие плотные стены, которым не страшен ни колючий ветер, ни холодный дождь, ни злая вьюга. В таком доме всегда светло, радостно, тепло и уютно (звучит  песня «Погода в доме» муз. И. Крутого)

В. С вашей помощью, уважаемые родители у ребенка закладываются представления о том, какой должна быть семья, быт, взаимоотношения между ее членами. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи. Помните об этом.

Литература:

1.А.А. Гуз «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи» Пособие для педагогов учреждений , обеспечивающих получение дошкольного образования /Мозырь  ООО ИД «Белый Ветер» 2007.

2.Носова Е.А. «Семья и детский сад: педагогическое образование родителей».  Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Е.А. Носова, Т.Ю. Швецова – Минск: Нац. Институт образования. 2008.

Гостиная для родителей  «В атмосфере доверия и взаимопонимания…»

Цель:  создание благоприятной, конструктивной  атмосферы,  установление взаимопонимания и доверия, оперативное включение участников в совместную деятельность. Содействие укреплению детско-родительских отношений.

Ход мероприятия

1 воспитатель: Здравствуйте! Очень рады встрече с вами. Мы считаем родителей нашими единомышленниками и помощниками в нелегком, но благородном деле воспитания.

2 воспитатель: В каждой семье есть свои педагогические секреты. Давайте поговорим о них.

1 в. Эта книга (показывает) поможет в нашей беседе. На первой ее страничке (открывает книгу) – улыбка. Давайте улыбнемся и поприветствуем друг друга.

2 в.:  (показывает). На второй странице нашей книги – правила  воспитания.

  Принимай ребенка таким, какой он есть.

  Сначала люби – потом учи.

  Произнавай право ребенка на ошибку.

  Помогай ребенку действовать самостоятельно. Он познает себя и совершенствуется.

1 в.:   На следующей странице нашей книги – вопрос “Каким вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет?”.

Родители поочередно отвечают на вопрос.

2 в.: Вы перечислили много хороших качеств, и мы рады, что вы хотите воспитать своих детей порядочными, внимательными, добрыми, щедрыми.

1в.: Добиться этого вам помогут “Десять заповедей родителей”.

На столе разложены лепестки волшебного цветка. Возьмите по одному лепестку и почитайте заповеди, написанные на них.

Родители.

  • Не жди, что твой ребенок будет таким как ты. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь. Ты дала ем у жизнь. Он  отблагодарит тебя, подарив жизнь своему ребенку.
  • Не думай, что ребенок принадлежит только тебе,   он не твоя собственность.
  • Не вымещай на  ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнешь.
  • Не относитесь к проблемам ребенка свысока.
  • Никогда не унижай ребенка.
  • Не упрекай себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка; упрекай себя, если можешь, но не делаешь.
  • Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  • Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это «праздник,  который всегда с тобой».

2 в.: Соедените лепестки- пусть распустится наш “цветок воспитания”

1 в.: Ребенок должен ежедневно ощущать вашу заботу,  доброту и любовь. Его легче чему-то научить, чем потом перевоспитывать.

2 в.: Перевернем следующую страничку нашей книги. (Предлагает одному из родителей зачитать вопрос: «Что значит совершать добрые поступки?») Давайте послушаем, как на этот вопрос

ответят  ваши дети. (опрашивает детей с помощью «волшебного микрофона»).

Воспитатель приглашает детей в круг.

Проводится игра «Дети и мамы». Поочередно он бросает мяч детям и задает вопрос о маме:

- Нужно ли советоваться с мамой?

-Нужно ли постоянно ждать подарков от мамы?

-Нужно ли делиться секретами с мамой?

-Нужно ли жалеть маму?

-Нужно ли утаивать от мамы правду, чтобы не расстраивать ее?

- Нужно ли интересоваться делами мамы?

-Нужно ли любить маму?

2 в.: Ребята, послушайте одну мудрую пословицу «При солнышке светло, а при матушке – добро».

 - Что общего между солнечным светом и любовью, матери?

( мамина любовь согревает как солнышко)

На доске выставляется плакат с нарисованным солнцем. Воспитатель обращается к  детям, дети перечисляют качества своих мам, от которых им становится тепло и светло. Все перечисленное  записывается на лучах солнца материнской любви.

2.в.: Какие прекрасные качества появились у вас под воздействием лучей  этого солнца!

1 в.: Открываем следующую  страничку нашей книги (нарисован большой дом).

Дом, как известно всем давно, -

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом:

Это не дом.

Дом – это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом, -

Это твой дом.

Уважаемые родители, дети!

Предлагаем вам построить свой уютный, добрый дом.

 (звучит легкая музыка. Родители с детьми из конструктора строят дом). Воспитатель по очереди обращается к родителям, детям, спрашивает, кто живет в доме, какой ваш дом.

2.в.: Наша книга вновь обращается к вам с вопросом: если у вас  плохое настроение, что вы предпринимаете, чтобы его улучшить?

Воспитатель приглашает родителей с детьми в круг. Предлагает передавать изображение сердца и рассказывать о том, какие приемы они используют. Например: слушаю музыку, смотрю любимый фильм, гуляю на природе и т.д. Периодически воспитатель обращается и к детям с этим же вопросом.

1 в.: Психологи рекомендуют такой прием коррекции настроения. Посмотрите на себя в зеркало (смотрит в зеркало, просит родителей и детей выполнять упражнение вместе) , улыбнитесь, скорчите смешную гримасу. Закройте глаза, погладьте себя по голове, скажите: «У меня хорошее настроение, все в порядке, все хорошо». Откройте глаза, еще раз улыбнитесь. Как настроение? (ответы родителей, детей).

2.в.:  Мы хотим предложить вам еще один способ создать замечательное настроение не только себе, но и всем членам вашей семьи. Это театр. Предлагаем посмотреть театральную постановку «Волк и семеро козлят на новый лад»

1в.: Открываем последнюю страницу нашей книги. На ней изображена «Свеча любви, доверия и счастья».

Воспитатель зажигает свечу, приглашает  родителей, детей (становятся в один ряд)

2 в.: Каждый из вас знает, как важно чтобы в каждой семье царила любовь, взаимопонимание, доверие. Передавая эту свечу, я хочу чтобы вы искренне высказали пожелания вашим семьям, детям.

Воспитатель передает свечу и говорит: «Желаю чтобы в  вашей семье было добро и счастье, любовь и удача!», предает свечу следующему.

1 в.: Семья – это то, что мы делим на всех,

         Всем понемножку: и слезы, и смех.

        Взлет и падение, радость, печаль,

        Дружбу и ссоры, молчанья печаль.

        Семья – это то, что с тобою всегда.

        Пусть мчатся секунды, недели, года,

        Но стены родные, отчий твой дом

        Сердце навеки останется в нем!

2 в.: Желаем успеха и удачи!

         Любите! И цените счастье!

           Оно рождается в семье,

          Что может быть ее дороже,

          На этой сказочной земле                                                                                 

  Ребенок обращаясь к родителям

Всегда будьте вместе, любовь берегите!

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

1 в.:  Всем участникам сегодняшней встречи мы вручаем семейные талисманы удачи.

Звучит запись песни «Твори добро» ( муз. и сл. А. Медведева).

Дети вручают талисманы родителям, воспитатели гостям.

         Семинар-практикум для родителей  «Быть родителями – это ответственно»

Цель: обсудить сущность родительского авторитета.  Дать представление о педагогическом взаимодействие взрослого и ребенка  с целью установления близких, доверительных отношений.

План проведения

  1.  О родительском авторитете.
  2. Дискуссия с родителями «А как бы поступили вы?»
  3. Советы родителям.

1. В.А. Сухомлинский призывал родителей уважать детское желание быть хорошим, беречь его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотреблять своей властью, не превращать ее в   деспотическое самодурство.

 Авторитарная концепция воспитания предусматривающая подчинение ребенка воле взрослых, обоснованно подвергается критике. Негативный аспект  авторитарного воспитания заключается в том, что оно предполагает слепое, безоговорочное подчинение, выполнение требований взрослого без осознанного их понимания детьми. Как утверждает Ю.П. Азаров, «авторитарность возникает всегда там, где воспитание идет в ущерб ребенку…, авторитарность начинается с уничтожения человеческих достоинств, с разнообразных форм насилия над личностью воспитанника» (Азаров Ю.П. «Педагогика Любви и Свободы» М.,1994. С.108).

 В чем сущность родительского  авторитета? Прежде всего следует учитывать, что авторитет невозможно завоевать властью, принуждением, подавлением. Положительные результаты воспитания во многом определяются характером взаимодействия.

  Педагогическое взаимодействие предполагает контакты взрослого с ребенком, следствием которых являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие включает в себя педагогическое влияние взрослого на ребенка, восприятие ребенком взрослого и его собственную активность. Данная модель взаимодействия характерна для гуманистического воспитания.

 Гуманистическое воспитание есть процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в результате чего происходит самоопределение ребенка в системе нравственных, культурных и социальных ценностей, которые обуславливают жизненный путь личности. Определиться ребенку в системе ценностей поможет семья, авторитет родителей, основанный на духовности.

Гуманизация предусматривает переориентацию с дисциплинарной модели педагогического взаимодействия на личностно- ориентированную. Дисциплинарная модель характеризуется позицией принуждения. Она не составляет основу авторитета. Личностная

модель – это особая позиция родителя, на практике выраженная в реализации субъект –субъектных связей педагогического взаимодействия, что можно определить как позицию ненасилия.

 Ненасилие рассматривается как принцип гуманистической педагогики и психологии. К. Роджерс – основоположник зарубежной гуманистической психологии – выделил три основные установки, которых придерживается гуманистически  ориентированный педагог (воспитатель): истинность и открытость опыту; безусловное положительное отношение к другому, эмпатия (способность понимания психологических состояний других людей, сопереживание им).

 Первая установка – истинность или открытость – предполагает открытость  человека   своим собственным мыслям, чувствам и переживанием, а также способность выражать их открыто в межличностном общении.

 Вторая установка – безусловное позитивное отношение к ребенку – означает готовность взрослого общаться с ребенком и принимать его таким, какой он есть. Однако это не значит, что ребенку прощается любое поведение или одобряются все его личностные качества. И тем не менее воспитатель не станет отвергать ребенка как личность в силу тех или иных его отрицательных черт.

Третья установка – эмпатическое понимание – предполагает видение воспитателем поведения ребенка, его реакций, действий и поступков глазами самого ребенка; понимание его мыслей и чувств.

При наличии таких установок педагог, родитель, перестает быть авторитарным «инструктором». Он отдает приоритет эмоциональной жизни ребенка, взаимоотношения с которым приобретают окраску «глубоко личных встреч». Педагог (родитель ) , становится естественным в своих проявлениях, искренним другом. Идеальный вариант семейного воспитания – принятие родителями данных установок.

Как правило, все считают себя любящими родителями, и это естественно.

 Несомненно, родительская любовь – определяющий фактор в воспитании ребенка. Любовь к нему составляет основу родительского авторитета. Обязанность родителей – ставить перед детьми ограничения, учить их на примерах и наставлениях, что правильно и что прилично. Дети могут сопротивляться, капризничать, протестовать, но родители вправе настаивать на разумном поведении детей. Родители всегда должны оставаться на лидирующих позициях.

Как сохранить такие позиции?

Прежде всего необходимо стремиться к достижению психологической уравновешенности. Спокойствие родителей – залог  уравновешенности ребенка. Если этого качества недостает, его необходимо выработать.

 Влияние родителей на ребенка, их превосходство определяются ответственностью. Быть авторитетным родителем – значит настойчиво работать над собой, строить отношения с ребенком на основе взаимного уважения, доверия. Ребенок примет такое превосходство родителей, потому что оно означает защищенность, внимание, любовь.

 Родителям потребуется много усилий для сохранения авторитета. Он будет закрепляться по мере того, как ребенок «откроет» в родителях  их нравственные качества, эрудицию, умелость и т.д. Ответственные родители стараются поддерживать свой авторитет, не разрушать его недостойным поведением. Авторитет родителей теряется быстрее, чем приобретается. Иногда достаточно одного неверного действия, чтобы утратить доверие ребенка.

 Самый верный способ установить наилучшие отношения со своим ребенком – контролировать себя, а не винить во всем ребенка. Чем лучше родители научатся разбираться в себе и жить в согласии с собой, тем больше пользы принесут своему ребенку.

 Следует помнить, что не существует общего метода семейного воспитания: каждая семья воспитывает детей, сообразуясь с конкретными условиями и обстоятельствами. Имеет смысл обсуждать лишь общие правила, которые необходимо соблюдать  в воспитании.

   В чем должен состоять настоящий родительский авторитет?

Главным основанием родительского авторитета должна быть жизнь и работа родителей, их поведение. Они должны интересоваться жизнью своих детей, знать все, что с ними происходит. Авторитет знания закономерно приведет к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как поступить, нуждается в совете и помощи. Может быть, он не попросил об этом, потому что не умеет это сделать, но родители сами должны оказать помощь.

    Родительская помощь не должна быть навязчивой. В некоторых случаях необходимо предоставить ребенку возможность самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он проивыкал преодолевать и разрешать более сложные вопросы.

   Линия ответственности является следующей важной линией родительского авторитета. Ребенок должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом и другими людьми.

  Действительно авторитет родителей основывается на знании жизни ребенка, на оказании своевременной помощи ему и на ответственность за его воспитание.

2. Дискуссия с родителями «А как бы поступили вы?»

Ситуация 1.

…Я была на дне рождения подруги. У нее был сын шести лет.

В одиннадцатом часу отец сказал:

- А теперь, приятель, попрощайся с гостями и в кровать.

-Еще рано, - ответил сын. – Я хочу погулять. Я уйду, когда уйдут гости.

- А ну марш в кровать! – закричала мама.

- Нечего кричать на ребенка, - вступилась бабушка.

- Вы действительно полагаете, что это ребенок? – изобразив подобие улыбки, поинтересовался отец.- Ты что, не понимаешь, когда тебе…

- Голубчик, - проворковала бабушка, - я прошу тебя, попрощайся с гостями и в кровать.

- Пусть они попрощаются со мной.   Это невежливо  - уходить спать, когда дома гости, - юлил ребенок.

- Он сведет меня с ума, - вздохнула мама. – каждый день эти уговоры.

И, как бы оправдываясь, понизила голос:

- Отец у нас слишком занят на работе. Совсем запустил ребенка, не имеет на него влияния. Страшно подумать, что будет через три- четыре года.

 Сынок с видимым любопытством наблюдал за перепалкой. Его глазенки перебегали с матери на отца, с отца на бабушку. Он забыл о гостях, как впрочем, и все остальные хозяева тоже. (А.В. Кикнадзе «Испытание детством»).

       На какие просчеты в воспитании следует обратить родителям внимание?

     Какие последствия в данной ситуации можно прогнозировать?

   Предложите коррекционные меры внутрисемейных отношений.

Ситуация 2.

Один раз я сидела, сидела и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сама удивилась. Я надумала, что вот как хорошо бы, если бы все вокруг на свете устроено наоборот.  Ну вот, например, чтобы дети были во всех делах главные, и взрослые должны были бы их во всем слушаться.

  Во-первых, я представляю себе, как бы маме «понравилась» такая история, что я хожу и командую ею как хочу, да и папе, небось, тоже бы «понравилось», а о бабушке и говорить нечего. Что и говорить, я все бы им припомнил! Например, вот мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:

« Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот еще новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят!  - И она бы стала есть, опустив голову, а я бы подавал команду: - Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Все решаешь мировые проблемы?»

  И тут вошел бы папа после работы, и не успел бы он даже раздеться, а я бы уже закричал:

«Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего грязь размазывать. После тебя на полотенце страшно смотреть».

 Он бы сел и потихоньку сказал маме:

«Ну, как поживаешь?»

А она бы сказала тоже тихонько:

«Ничего, спасибо!»

А я бы немедленно:

«Разговорчики за столом! Когда я ем, то глух и нем! Запомните это на всю жизнь. Золотое правило. Папа! Положи сейчас же газету, наказание ты мое!»

 И они сидели бы у меня как шелковые… (В.Ю.Драгунский «Денискины рассказы»).

        Какой диалог составил бы ваш ребенок?

       Какова взаимосвязь авторитета и стиля общения?

  1. Советы родителям
  1. Остерегайтесь духовной разобщенности с детьми. Как правило, отрицательные свойства детского характера, непослушание, неприятие родителей являются результатом неправильных взаимоотношений в семье. Чтобы ребенок слушался родителей, необходимо, чтобы он уважал их, а не только боялся. Чувство уважения сильнее страха перед наказанием .
  2. Стремиться к установлению в семье демократических отношений, опирающихся  не на авторитет власти, а  на богатство жизненного опыта, на нравственное превосходство.
  3. Соблюдать единство требований. Несогласие взрослых создает для ребенка сложную ситуацию: кого слушать? Ребенок вынужден приспосабливаться, скрывать свои негативные чувства к родителям.
  4. Учитывать: ребенку легче понять, что от него требуется и научиться чему-то новому, если родители действуют сообща.
  5. Поддерживать авторитет друг друга. Помнить о том, что завоевать его трудно, а потерять легко. Не оскорблять, не унижать достоинство друг друга, тем более в присутствии ребенка.
  6. Поощрять желание ребенка стать лучше, не ограничиваться внешней регламентацией – предъявлением требований.
  7. Помнить о том, что дети всегда испытывают острую потребность в общении с родителями, в их ласке, требуют к себе внимательного и уважительного отношения. Ласка и душевное тепло родителей помогут устранить отчужденность.
  8. Учитывать перемены, происходящие в ребенке. Уметь вовремя изменить тональность обращения к нему.
  9. Проявлять гибкость, критически оценивать личный опыт семейного воспитания, не допускать давления стереотипов собственного детства.

Литература:

Азаров Ю.П. «Педагогика Любви и Свободы» М., 1994.

Амонашвили Ш.А. «Размышление  о гуманной педагогике» М., 1996.

Сухомлинский В.А. «Родительская  педагогика» // Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1981. Т.3.

Фридман Л.М. «Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей» М., 2000.

Осипова М.П., Бутрим Г.А. «Работа с родителями» М., УП «Экоперспектива» 2003.

                                                     Семинар – практикум

«Родительское общение как средство формирования доверительных отношений между детьми и родителями»

Цель: Сформировать у родителей представления о значении общения, дать возможность родителям поделится своими мыслями о том, что для них общение с ребёнком и как оно должно происходить. Познакомить с приёмами активного слушания.

Ход семинара-практикума

1 часть. Вступление.

Установление контакта. Цель: Установить благоприятный микроклимат участников друг с другом.

Для преодоления   психологического дискомфорта участникам предлагается поиграть в игру «Клубочек». Все участники садятся в круг, педагог привязывает себе на руку начало клубочка с нитками, бросает клубочек любому участнику и говорит о том с кем или чем ассоциируется этот человек. Игра продолжается до тех пор пока все участники не будут задействованы в полученной паутинки.

Педагог: Предлагаю вам озвучить правила нашего семинара.

  1. Доверие друг, к другу. (Все участники равны друг перед другом)
  2. Общаемся здесь и теперь. Открыто, говорим о том, что нас волнует.
  3. Активное участие. Все проникаются и задумываются о значении общения с ребёнком.
  4. Конфиденциальность. Всё что говорится здесь, после нашего ухода остаётся здесь.

2 часть. Основная.

Объявление темы семинара: «Родительское общение как средство формирования доверительных отношений между детьми и родителями».

Педагог: Как вы считаете, что такое родительское общение? Ответы родителей.

Продолжите фразы:

Общение – диалог позволяет ребенку …

Общение диалог основан на понимании…

В диалоге взрослый не судья, а …

Взрослому важно почувствовать …

Родительское общение – специфический способ взаимодействия родителей и детей, с помощью которого происходит  информацией, развитие сознания и самосознания, формирование чувств и убеждений, регуляция и корректировка поступков и поведения взрослых и детей. В связи с этим выделяют ряд функций родительского общения.

Информационно - познавательная функция предполагает обогащение детей информацией о моральных проблемах, принятых в обществе и семье, моральных нормах и правилах. Эмоциональная функция общения состоит в развитии и обогащении эмоциональной сферы ребёнка. Регулятивная функция общения, заключается в регулировании и выборе способов одобрения или осуждения, в установлении требования и контроль, поощрение, наказание, мнение, привычки, традиции семьи. Действенность требований зависит от искренности и доброжелательности отношения родителей, от их умения варьировать в процессе общения средства и приёмы требования. Корректирующая функция общения. Её цель состоит в предупреждении или устранении негативных явлений в сфере общения отношений детей друг с другом, с другими членами семьи, со взрослыми и сверстниками, в повышении действенности влияния общения родителей и взрослых на моральное сознание, чувства и поведение детей. Родители осуществляют корректировку общения детей с окружающими.

Для более эффективного общения существуют определенные условия:

- проявление доброжелательности и добросердечности по отношению ко всем детям в семье

- учёт половозрастных и индивидуальных особенностей детей

- согласованность в процессе общения с детьми позиций родителей, воспитателей, педагогов.

- повседневная забота о сохранении и подкреплении своего морального авторитета, престижа и положительного примера.

Общению с детьми необходимо постоянно учится, развивая положительное и устраняя имеющиеся в нём ошибки и просчёты.

Правила слушания

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии, «слышите» его.

Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание. Т.о., если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Активное слушание не всегда сразу решает проблему, но помогает детям понять, что именно они чувствуют. АС - это метод влияния на детей, позволяющий им найти свои собственные решения своих собственных проблем.

Активное слушание способствует потеплению взаимоотношений между родителем и ребенком. Осознание того, что тебя слушают и понимают, настолько приятно, что передающая сторона неизбежно начинает испытывать теплые чувства по отношению к слушателю. Сходные чувства пробуждаются и внутри слушателя — говорящий становится ему понятнее и ближе.

Я приведу вам несколько примеров активного слушания:

1. РЕБЕНОК (плача) : Саша отобрал у меня грузовик!

РОДИТЕЛЬ: Ты, наверное, очень этим расстроен

РЕБЕНОК: Еще бы!

2. РЕБЕНОК: Максим уехал с родителями отдыхать, и теперь мне не с кем играть.

РОДИТЕЛЬ: Тебе скучно без Максима, и ты хочешь найти себе какое-нибудь интересное занятие.

РЕБЕНОК: Вот именно. Что бы такое придумать?

3. РЕБЕНОК: Знаешь, у нас в этом году такая злющая училка. Терпеть ее не могу. Крыса старая!

РОДИТЕЛЬ: Похоже, она тебя действительно допекла.

РЕБЕНОК: Допекла – это не то слово!

5. Освоение технологии «Я-высказываний»

«Я-высказывание» передает другому человеку ваше отношение к его поведению без оценки.

Компоненты «Я-высказываний»:

1. Точное описание чувств и эмоций, которые испытывает родитель в отношении поведения ребенка («Я огорчен», «Я расстроен», «Мне не нравится», «Я не люблю»). Важно отразить в «Я-высказывании» первичные чувства, т. е. те, что возникают сразу же в момент конфронтации или конфликта с ребенком, и быть предельно искренним в их описании.

2. Точная характеристика поведения ребенка или ситуации, вызывающей описанные выше чувства родителя. Обычно второй компонент высказывания начинается со слова «когда». Лучше, если описание поведения ребенка дается по возможности в безличной форме, поскольку использование местоимения «ты» может создать у ребенка впечатление, будто только его поведение раздражает родителя, и вызвать чувство обиды, переживание отвержения.

3. Описание причин возникновения негативной реакции родителя. Как правило, конкретизации их предшествует оборот «потому что». Основная опасность формулирования третьего компонента «Я-высказывания» кроется в соскальзывании родителя на осуждение поведения и личности ребенка.

4. Описание возможных последствий поведения ребенка в случае, если оно будет продолжено. Здесь нельзя переходить к прямым угрозам в адрес ребенка, предупреждениям о вмешательстве взрослого в его поведение.

Итак, полная структура «Я-высказывания» включает четыре компонента: описание чувств и эмоций родителя; характеристику поведения ребенка или ситуации, вызывающей эти чувства; описание причин возникновения аффективной реакции; указание возможных результатов и следствий продолжения поведения ребенка.

3 часть. Практическая

Игра «Объятия».

Ход игры: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Естественно, иногда можно и поспорить друг с другом, ведь когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным участникам, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите пока просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими.

Проверьте, хочет ли сидящий рядом с вами участник участвовать в упражнении. Вы можете определить это по некоторым невербальным признакам. Но иногда вы можете спросить его и открыто: "Хочешь ли ты, чтобы я обняла тебя?" Большинство детей ответит вам: "Да". После этого начинайте первый кон игры, нежно и мягко обняв сидящего рядом с вами участника. Он в свою очередь спрашивает своего соседа, хочет ли он принять участие в игре, и если да, то обнимает его. Таким образом, дружеское объятие передается по кругу, пока не вернется к Вам. Мы надеемся, что, дойдя до Вас, оно станет более крепким и будет сделано с большим энтузиазмом.

 Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Игра «Карандашный мостик». Развитие тонкой моторики, навыков продуктивной коммуникации; сплочение группы.

Психолог: «Играем в игру «Карандашный мостик». Сейчас вы в паре должны подойти к столу и без слов выбрать карандаш понравившегося цвета. Договориться нужно молча, а затем вдвоем взять лежащий карандаш, поддерживая его лишь с двух концов. При этом каждый из вас может пользоваться только одним пальцем. Затем вы двигаетесь по комнате, стараясь не уронить карандаш (походить, сесть на пол, попрыгать, присесть, потанцевать). Далее задание усложняется: удерживая «первый мостик», пальцами свободной руки вы берете со стола второй карандаш и проделываете те же самые движения. Начинаем!»

Рефлексия: Какие чувства испытывали во время упражнения? Какие способы взаимодействия вы придумали? Какие возникали трудности? Что получилось без проблем, легко? 

4 часть. Заключительный этап.

 Диагностический тест «Стратегии семейного воспитания».

Тест «Стратегия семейного воспитания»

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)

В. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5.Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?

А. Если просит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию своего ребенка?

А. Постараюсь донести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8.Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9.Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10.Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.                                   

Б. Стараюсь.                                      

В.Надеюсь.

Г.Не знаю.

Стиль поведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

б

в

в

г

в

г

а

б

г

б

Авторитарный

а

а

г

в

б

б

б

а

а

а

Либеральный

в

б

б

б

а

а

в

в

в

в

Индифферентный

г

г

а

а

г

в

г

г

б

г

Авторитетный стиль воспитания

Родители, придерживающиеся авторитетного стиля воспитания, признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменение своих требований в разумных пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем. Авторитетные родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка.

Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

В идеале ни родители, ни дети не занимают в доме доминирующего положения, они взаимодействуют, сотрудничают. Таким образом, в семье создается гармоничная атмосфера, позволяющая находить решения без борьбы за власть. Члены семьи, в которой достигнуто оптимальное сочетание свободы и контроля, обычно очень привязаны друг к другу, отношения между ними стабильные, удовлетворяющие всех.

Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет.

По мере взросления дети приобретают чувство ответственности за свое поведение, навыки самоконтроля. Дети авторитетных родителей хорошо адаптированы, они уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки. В таких семьях проблемы воспитания решаются мирным путем.

Авторитарный стиль воспитания

Родитель, придерживающийся авторитарного стиля воспитания, тщательно контролирует ребенка, устанавливает жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»). Он отдает приказания, указывает и ждет, что они будут в точности выполнены. Обычно существует и система наказаний, которые применяются даже за самый мелкий проступок.

Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.

Из этого и исходят основные проблемы воспитания детей.

Сначала ребенок может отвечать на излишний контроль вспышками грубости, обманами, но когда внешнее сопротивление сломлено (что случается довольно быстро), дети становятся замкнутыми, боязливыми и угрюмыми, непритязательными и раздражительными. Нереализованная самостоятельность, низкая вера в себя накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Ребенок не получает возможности и не научается принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Девочки, как правило, остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики в подростковом возрасте могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными, нередко доходя в своих протестах до асоциального поведения.

Безусловно, сказывается это и на близости отношений между родителем и ребенком. В некоторых случаях отношения могут быть конфликтными, в других ребенок смиряется с контролем со стороны родителей, но в этих отношениях так или иначе отсутствует теплота, близость, доверие.

Либеральный стиль воспитания

Родитель, придерживающийся либерального стиля воспитания, слабо или совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил. Мало того, либеральные родители обычно не отказывают своему чаду ни в чем, любые его требования тут же выполняются.

Либеральные родители открыты для общения с детьми, однако главное направление коммуникации — от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, родители не устанавливают каких-либо жестких ограничений. Если поступки детей выводят из равновесия, сердят родителей, они, как правило, стараются подавить свои чувства, винят себя за них («Ведь он просто ребенок!»).

В чем проблемы воспитания детей, воспитывающихся в либеральном стиле? Они часто склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Также зачастую реагируют тревожностью, нервозностью, поскольку им не хватает ощущения определенности мира, четких границ и норм.

Неприспособленность к жизни, детская привычка «все должны меня любить и обожать» часто оборачиваются серьезными нервными срывами и депрессиями во взрослой жизни. Часто такие дети сталкиваются с реальными проблемами во взаимоотношениях с другими людьми, так как они ожидают от них такого же отношения, как и от родителей. Нередко возникают проблемы в детском саду и в школе, когда ребенок сталкивается с довольно жесткой системой правил и ограничений.

Индифферентный стиль воспитания

Родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей никаких ограничений, правил, зачастую практически безразличны к собственным детям, закрыты для общения. Проблемы воспитания детей в этом случае присутствуют из-за того, что у родителей не остается сил на воспитание детей, в семье — сосуществование с позиций «у тебя свои дела и проблемы, у меня свои» (родители работают, ребенок учится, у каждого своя деятельность). Жизнь родителей переполнена собственными проблемами и стрессами, и у них нет ни времени, ни желания делиться и «вмешиваться» в чувства и переживания ребенка, они предпочитают комфортную отстраненность.

Иногда взрослые аргументируют такой подход так: пусть ребенок растет самостоятельным и независимым. Чем же это может обернуться на деле? Ребенок достаточно остро чувствует отсутствие родительской поддержки, помощи, защиты, у него не формируется доверия к миру. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к асоциальному поведению.

При таком стиле воспитания страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями, понятия «семья», «семейный очаг» у него просто не сформированы, что в будущем может помешать и при создании собственной семьи.

АНКЕТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Фамилия, имя _______________________________________________

Уважаемые родители!

Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Пожалуйста, проставьте свои оценки, отметив их на шкале от 0 до 10:

Спасибо за сотрудничество.

1. Мое настроение до мастер-класса.

0  |__________|__________|__________|__________| 10                                                                                    

2. Мое настроение после мастер-класса.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

3. Насколько мне все было ясно и понятно.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

4. Насколько мне было интересно.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

5. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

6. Насколько комфортным для меня был темп занятий.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

7. Сколько личных усилий, эмоций, опыта я вложил в группу.

0  |__________|__________|__________|__________| 10

8. Как много я получил от группы.

0  |__________|__________|__________|__________| 10                        

Дата _____________

Литература:

1.Л.В.Чернецкая Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов н/Д. – Феникс, 2006.                                                                                                                                       

2. Ю.Б.Гиппенрейтер Общаться с детьми. Как? – М., 2000.

3. М.А.Панфилова Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005.

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Том 4 / Фопель К.; пер. с нем. – М.: Генезис, 1998. – 160 с.

5 Журнал «Пралеска»

                                     Родительское собрание  «Любить ребенка, как?»

Цель: показать значимость формирования доверительных отношений,  гармоничного личностного развития дошкольников через общение со взрослыми.

Обсуждаемые направления:

1. Психические особенности детей  дошкольного возраста;                                            

2. Общение в семье.

1.Сообщение о психологических особенностях  дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – период активного освоения социального пространства. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, игровые отношения и общение со сверстниками. Во взаимоотношениях с другими людьми находится источник переживаний ребенка.

 Ведущая вид  деятельности в дошкольном возрасте –  игра, структуру которой составляют:

- роли, которые на себя берут дети (мама, папа, продавец, врач и т.д.)

- игровые действия, посредством которых дети реализуют себя в роли взрослых и отношения между ними;

- игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещаются игровыми предметами ;

- реальные отношения между играющими детьми, выражающимися в разнообразных репликах, замечаниях, которыми регулируется ход игры.

 Влияние игры на психическое и личностное развитие:

1.Начинает формироваться произвольность психических процессов. Развиваются произвольное восприятие, внимание и память. Потребность в общении со сверстниками, взрослыми  вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, что  требует специальных усилий и целенаправленности.

2.Развивается мышление – мысль переходит в действие в плане представлений. Действуя с предметом – заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете.

3.В игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, их образы и действия, т.е. развивается воображение.

4.Игра влияет на развитие личности, так как ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.

5.Развивается знаковая функция речи (предмет – знак – его наименование).

6. Игра  способствует развитию рефлексии как умению соотносить действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции – исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.

7.Развиваются продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности:

- умение воспринимать форму, цвет, величину, вес, температуру, свойства поверхности;

- умение выделять соотношение звуков по высоте, ритмический рисунок музыки;

- совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени;

- ребенок учится внимательно слушать чтение литературы, рассматривать картинки;

- ребенок учится самостоятельно мыслить, рассуждать, высказываться;

 - формируется целенаправленная сосредоточенность и запоминание;

- ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, структурировать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании;

- формируются действия воображения: замысел, образ воображаемого предмета и действия с ним;

- развивается словотворчество.

11. Тест «На какой основе строятся   отношения  отца и матери к ребенку?»

Если Вы согласны с приведенными утверждениями, запишите себе 1 балл, если не согласны – 0 баллов.

1.Иногда немного жаль, что ребенок вырастает и становится взрослым.

2.Если ребенок говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а фантазирует.

3.Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственная излишняя строгость.

4.Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо его  похвалить и за усилие.

5. Наивная непосредственность – достоинство детского возраста, а не недостаток.

6.Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампочка-ночник.

7.Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.

8. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые важнее недостатков.

 9.Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы педагоги относились к нему доброжелательно.

10. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины прирожденные воспитатели.

11. В детстве всем необходимы занятия спортом.

12. За семейным столом лучшие кусочки должны доставаться детям.

13. Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком много.

14. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры ограждать его от них.

15 баллов.                                                                                                                       

Отец: вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована настроением, а не его поведением.

Мать: вы очень любите ребенка, но забываете о том, что он вырастет, и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.

8-14 баллов.

Отец: не судите слишком строго своего ребенка.

Мать: вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.

Менее 8 баллов.

Отец:

Не судите слишком строго своего ребенка.

Мать:

Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.

111.Упражнение «Портрет моего ребенка»

(обсуждение, составление группового портрета)

Цель: помочь родителям увидеть положительные стороны  ребенка.

 Анализ полученных данных. Создание коллективного портрета.

 Написать в две колонки положительные и отрицательные качества ребенка.

1У. Обсуждение памятки для взрослых.

Если вы хотите, чтобы дети как можно раньше научились вам доверять, следовать вашим указаниям, управлять своим поведением, попытайтесь вводить в повседневную жизнь ребенка не очень сложные правила. Это поможет ему лучше ориентироваться в ситуациях, придаст уверенности, избавит вас от чтения бесконечных нотаций.

Чтобы правила оказались более эффективными, следует учитывать некоторые условия:

- правило должно быть конкретным;

- одно и то же правило лучше повторять несколько раз;

-  правило должно быть не только произнесено, но и нарисовано;

- повторяя правило, постарайтесь, чтобы оно прозвучало не как приказ или указание, а как доброжелательный совет;

- формулировка правила должна быть позитивной (лучше сказать: «Говори тихо», а не  «Не кричи»);

- обосновывайте для ребенка применение правила;

- если ребенок испытывает правило на «прочность», провоцируя вас на окрик или шлепок, оставайтесь спокойными и «твердыми» в выполнении правила;

- взрослые должны неукоснительно выполнять правила, введенные ими.

У. Безусловное принятие. Что это значит?

Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что, он есть.

  • Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Они у него возникли, значит для этого есть основания.
  • Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие;

У1. Упражнение «Если  бы я был ребенком» (проводится вместе с детьми)

Цель: развитие доверительных отношений, рефлексия внутрисемейных отношений.

Ведущий обращается ко взрослым с просьбой пофантазировать: что было бы, если бы они на миг стали детьми – дочками и сыновьями, а их дети, стали бы их родителями. Далее передает по кругу мяч и просит по очереди рассказать, что бы они делали в этой ситуации. Затем ведущий просит детей сказать, как бы они себя вели, если бы стали мамами и  папами. Дети по очереди отвечают на этот вопрос.

У11.Упражнение «Портрет»

Цель: активизация эмоционально-телесных связей, ориентация на взаимное познание.

    Звучит спокойная , приятная музыка. Родитель и ребенок садятся друг напротив друга и «рисуют» лицо. Начинает родитель. Осторожно обводят черты лица  ребенка пальцем, а потом кисточкой. Затем ребенок рисует портрет родителя.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.