Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 62 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 76 человек

Режим – путь к здоровью

Дата: 26 января 2015 в 13:55, Обновлено 26 января 2015 в 13:55
Автор: Авдей Н. Е.

Режим – путь к здоровью

 

Подготовила: заместитель заведующего по ОД  И.Р. Чернущик

 

Триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение.

Практически все известные к настоящему времени процессы, протекающие в организме человека, имеют определенную ритмичность, выступающую как универсальная жизненная закономерность. Именно цикличность процессов жизнедеятельности и обуславливает необходимость выполнения режима, представляющего собой рациональный распорядок дня, оптимальное взаимодействие и определенную последовательность периодов подъема и снижения активности, бодрствования и сна. В настоящее время у людей обнаружено более 400 процессов, подчиненных околосуточным биоритмам, формирующимся на основе индивидуальной временной шкалы растущего организма. Выдающийся физиолог И.П. Павлов указывал, что основу режима составляет «динамический стереотип», т.е. регулярно повторяющаяся деятельность. Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней  социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся все его физиологические системы, что обязательно отразится на его самочувствии и настроении. Выделяют три типа детей с учетом биоритмической активности.

  • «Жаворонки». У них хорошее настроение. Они веселы, бодры, активны. В первой половине дня охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. К вечеру они вялы, капризны, рано ложатся спать.
  • «Совы». Полная противоположность «жаворонкам». Эти дети с трудом просыпаются и с трудом встают. Им тяжело настроиться на ритм дня. Они вялы, малоактивны. С трудом усваивают сложный материал. Во второй половине дня активность их возрастает, они преображаются, легко выполняют задания. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.
  • «Голуби». У них отсутствуют ярко выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков». У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и активны целый день. Для «голубей» редкими являются проблемы пробуждения и засыпания.

Есть стандартные режимные рекомендации для детей разного возраста. Конечно, в условиях детского сада трудно организовать режим с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, но если в группе много детей, нуждающихся в каких-либо особенностях режима, то целесообразно взять за основу какой-либо один, пользуясь известными рекомендациями:

  • Режим дня организуется в соответствии с особенностями биоритмов, с обязательным учетом физической и  умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня.
  • При составлении и организации режима необходимо учитывать повторяющиеся компоненты:

   - время приема пищи;

- укладывание на дневной сон;

- общую длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.

* При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений, достаточному дневному и ночному сну.

* При организации  оздоровительного режима следует учитывать сезонные особенности. Поэтому следует иметь два режима – на холодный и теплый период года.

Рациональный (оздоровительный)  режим должен быть в равной мере и стабильным, и одновременно динамичным, гибким.

Рациональное построение режима дня, допускающее его гибкость, создает комфортные условия пребывания детей в детском  саду, а соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов обеспечивает безопасное пространство дошкольников.

Особое внимание следует уделить рациональной организации двигательного режима, так как движения способствуют развитию физиологических качеств, умственная работоспособность, а также настроение. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Гибкий, динамичный режим предусматривает разнообразную деятельность детей в течение всего дня, в соответствии с интересами и потребностями,  с учетом времени года, возраста детей и состояния их здоровья; фронтальную, подгрупповую и индивидуальную работу с детьми; кружковую работу. Правильный режим – это функциональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение дня. Такой режим дает педагогам возможность раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка, выявить и развивать его интересы.

Режим в ДУ должен быть многогранным, учитывать все нестандартные ситуации: плохую погоду, эпидемии и карантины, желание родителей .

Варианты режима дня.

*Для плохой погоды:

- организация прогулки в помещении (физкультурный и музыкальный залы хорошо проветриваются, в определенные для каждой группы часы дети, соответственно одетые, приходят в них поиграть, а в это время в групповой комнате проводится сквозное проветривание);

- смена помещений (можно пойти в гости в соседнюю группу);

* В дни карантинов и периодов повышенной заболеваемости:

В режиме дня выделяется время для осмотра детей, проведения профилактических мероприятий. Обязательно снижаются физическая и интеллектуальная нагрузки, поскольку нельзя с уверенностью сказать, что все дети здоровы. Увеличивается время пребывания детей на воздухе.

* Комфортная организация режимных моментов.

Этот вариант подразумевает набор технологий организации режимных моментов: приема пищи, сборов на прогулку, укладывания спать, проведения закаливающих процедур и др. Главное при этом – умелый выбор модели общения, способствующий психологическому комфорту ребенка, не подавляющий его свободу и индивидуальность.

  • Каникулы.

Это организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы. Технологически данный режим представляет собой набор сценариев деятельности детей на несколько дней. Каждый день приносит детям какой-либо сюрприз.

Соблюдение режима дня создает природосообразный ритм жизни, рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности. Организм ребенка в каждый отрезок времени готовится к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все физиологические процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и т.д.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психическому развитию, укрепляет здоровье.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.