Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 62 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 76 человек

Семинар-практикум  «Энергосбережение в образовательной работе с детьми дошкольного возраста»

Дата: 17 января 2017 в 09:14
Автор: Авдей Н. Е.

                                                    Семинар –практикум на тему:                                                                                 «Энергосбережение в образовательной работе с детьми дошкольного возраста»

13января, 2017 г.

Разработала заместитель заведующего по основной деятельности Чернущик И.Р.

Цель:  повысить теоретическую компетентность педагогов по теме семинара-практикума; совершенствовать практические навыки в работе с детьми по вопросам энергосбережения; способствовать развитию коммуникативных навыков, умений.

Домашнее задание :

  1. Изготовление плакатов «Научимся энергосбережению»
  2.  Изготовление газет «Энерго- и ресурсосбережение»
  3. Подбор дидактических игр по ресурсо- и энергосбережению.
  4. Подбор загадок, стихов по экономии электроэнергии, природных ресурсов.

План проведения:

1.Вступление.

2.Тест на сбережение энергии.

3. Познавательско – исследовательская деятельность детей по ознакомлению с природными ресурсами.

4. Игровая образовательная технология в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.

Презентация дидактических игр по энерго- ресурсосбережению                     ( Пацко Т.Р., Казак Е.В.)

Презентация и проигрывание  подвижных игр по темам «Электричество, тепло, вода» (Кашкевич Е.Н.)

5.Разгадывание кроссвордов. Алгоритм “Расшифруй слово”. “Морской бой” (Приложения 1-2)

6.Демонстрация альбома «Азбука бережливости» (Мармыш С.В.)

7.Организация работы с родителями.  Презентация  плакатов, газет (Клюкевич Е.М., Будько Ж.В.)

  1. Рефлексия «Закончи предложение».

Литература:

  1. Е.В. Глущенко и др. «Я в стране своей живу – свет и воду берегу!»  Мозырь «Белый Ветер» 2012.
  2. И.П. Рословцева «Азбука бережливости для дошкольников»  Мозырь «Содействие» 2008.

Сегодня перед обществом стоит важная задача – переломить в сознании людей стереотип о неисчерпаемости энергоресурсов, научить каждого гражданина личной ответственности за их экономную трату. Основы отношения человека к окружающему миру, в том числе и к энергопотреблению, закладываются в детстве.

  Ребенок оглядывается на взрослых и перенимает их привычки, копирует поведение. Если с первых лет жизни он будет видеть и дома, и в дошкольном    учреждении пример бережного отношения взрослых к свету, воде, теплу, усваивать понятие «энергосбережение» на занятиях, в повседневной практической деятельности, то из него вырастает человек с высоким уровнем гражданской ответственности.

 Формирование понятий « энергосбережение» и «ресурсосбережение», выработка практических умений, осмысленных убеждений и устойчивого мировоззрения а области экологического сознания через:

  • Изучение ресурсо- и энергопотребления и влияния этих процессов на окружающую среду на доступном для детей уровне;
  • Элементарные знания об экономике, доходах и расходах в семейном бюджете, в том числе и расходов за пользование другими ресурсами, о необходимости соизмерения своих потребностей и возможностей семейного бюджете, потребности других членов семьи;
  • навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
  • гуманное отношение к природе;
  • соблюдение мер безопасности в быту при обращении с электрическими приборами и другим оборудованием.

- Сейчас, ответив на вопросы теста мы проверим, умеете ли вы беречь энергию.

2. Тест на сбережение энергии

В нашем доме

да

нет

1.Мы записываем наше энергопотребление.

2.Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее.

3.Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда мы используем ее.

4.Холодильник стоит в прохладной комнате.

5.Мы не ставим мебель перед обогревателеми.

6. Мы начали использовать энергосберегающие лампочки

7.Мы используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер).

8.Мы проветриваем быстро и эффективно, всего несколько минут на одно проветривание.

9.Мы зашториваем окна на ночь.

10.Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим.

11.Мы часто размораживаем холодильник.

12. Мы используем раковину для мытья посуды.

13. Мы ходим пешком или ездим на велосипеде на работу.

14. Мы моемся под душем, а не принимаем ванну.

15.Мы снижаем температуру в помещении, когда выходм.

16. Мы снижаем температуру в помещении ночью.

17.Мы повторно используем стекло, бумагу, металл.

18. Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз.

19.Мы чиним вещи, вместо того чтобы их заменить.

Сложите все ответы “Да”. Если у вас получилось:

От 1 до 5 ответов “Да”: вам еще многому надо научиться, так что начните прямо сейчас;

От 6 до 10 ответов “Да”: у вас много привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой;

От 11 до 15 ответов “Да”: вы являетесь хорошим примером всем остальным;

От 16 до 20 ответов “Да”: кто-то из вашей семьи должен стать “министром” по охране природы.

Задачи  воспитания культуры ресурсо- и энергосбережения решаются в рамках реализации учебной программы дошкольного образования и реализуются путем вовлечения дошкольника в разнообразную деятельность, создание соответствующей развивающей среды, активное участие родителей, социальных партнеров и  всего педагогического коллектива детского сада в различных формах работы с детьми в данном направлении. При организации образовательного процесса педагоги должны использовать наблюдения, опыты и простейшие эксперименты, развивающие игры, игровые проблемно-практические ситуации, моделирование, экологические проекты, продуктивные виды деятельности.

3.Познавательско – исследовательская деятельность детей по ознакомлению с природными ресурсами (Гостинецкая Н.В. с практическим показом методики проведения детских опытов)

4. Игровая образовательная технология в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством, одним из эффективных методов познания является игра.

Системная работа с детьми на основе детской поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности в союзе с игровой образовательной технологией дает положительный результат. При этом необходимо учитывать следующие принципы:

  • Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности. Производимые детьми игровые действия органично должны выявлять существенные свойства материала и способы деятельности с ним. Игровые действия должны соответствовать сути изучаемого материала, а не быть способом его украшения.
  • Принцип адекватности используемого предметного содержания. Игровая деятельность с учебным материалом должна быть направлена на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, а не просто на выполнение игровых действий на определенную тему.
  • Принцип интерактивности. Соблюдение этого принципа необходимо с точки  зрения современных подходов к обучению ребенка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания и умения. Поэтому при построении игровой образовательной  технологии необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом. Принцип интерактивности предполагает участие в деятельности каждого ребенка в непосредственной образовательной области, т.к.  нужно выполнить  определенное  учебно-игровое действие.

  Игровая образовательная технология – способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию.  Назначение игровой образовательной технологии – это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания.

 Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью  дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и обучения.

Включение в образовательный процесс игры, игровых тренингов, сюжетно-ролевых, дидактических , развивающих, подвижных  игр позволяет в более доступной форме знакомить и учить детей ресурсо- и природосбережению.  Дидактические игры могут включаться в специально-организованную деятельность, при изучении таких тем, как: «Труд взрослых», «Семья», «Транспорт», «Свойства и качества материалов», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Времена года», «Наша страна. Наш город (село)»  и др. На занятиях  «Ребенок и общество», «Ребенок и природа» детей следует знакомить с  конкретными понятиями по ресурсо- и природосбережению.  

(рассматривание схемы)

          Так игра, «Приключение лампочки» наглядно  покажет, что значит быть «экономным», в чем это выражается. Дидактическая игра «Путешествие по маршруту экономных дел, поступков и отношений», построенная на литературных произведениях и личном опыте детей, позволит еще раз обратить внимание детей на бережливое и экономное отношение к природным ресурсам.

Не менее интересны и полезны такие игры, как: «Чудо вещи вокруг нас», «Что было, когда погас  свет?»,  «Почему нужно беречь воду?», «Правильно ли мы расходуем воду», игры –фантазии «Как беречь электроэнергию», ряд словесных игр.

Презентация дидактических игр по энерго- ресурсосбережению                     ( Пацко Т.Р., Казак Е.В.)

Презентация и проигрывание  подвижных игр по темам «Электричество, тепло, вода» (Кашкевич Е.Н.)

  1. Разгадывание кроссвордов.

(Какая команда быстрее разгадает кроссворд)

  1. Разгадав этот кроссворд, вы узнаете, кто самый лучший друг бережливых и экономных.

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. На каком дереве ягоды красуются в мороз? (рябина)
  2. Из чего получают дрова? ( дерево)
  3. Когда встает солнце? ( утром)
  4. Что за дерево с сережками? ( береза)
  5. Какое топливо добывают шахтеры? (уголь)
  6. Кто зимой рисует узоры на окнах? (мороз)
  7. Она бывает манная, рисовая …(каша)
  8. Последний месяц весны (май)

  1. Ключевое слово -  «ток»

1

2

3

  1. Речка- льняная, лодка – стальная: проплывет она пропадет волна (утюг)
  2. Дом – стеклянный пузырек, а живет в нем – огонек  (лампочка)
  3. Ночь, но если захочу, щелкну раз – и день включу (выключатель)

Дети могут усваивать уроки бережливости и через экскурсиии наблюдения «Электричество в нашем детском саду», «Электричество в нашем поселке», «Вода в детском саду»; наблюдения за применением электричества иводы в домашнем хозяйстве; наблюдения за естественным и искусственным освещением.

Воспитание бережливости должно идти также через художественную литературу: сказки, рассказы, устное народное творчество:

-«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

-«Крылатый, мохнатый, да масляный»

- Н.Носов «Карасик»

- С.Стельмашонок «Как сохранить тепло в доме».

По прочитанным художественным произведениям следует проводить с детьми беседы, ставить постановки, обсуждать проблемные ситуации, экономические задачи, направленные на формирование бережного отношения к природным ресурсам.

6. Демонстрация альбома «Азбука бережливости» (Мармыш С.В.)

Овладение навыками бережного отношения должно осуществляться и в ходе общения детей и взрослых, когда в результате тех или иных поступков отдельных детей уточняются представления о добре, справедливости, бережливости, развиваются чувства, формируются мотивы поведения, накапливается положительный опыт.

В работе с детьми нужно активизировать практическую деятельность: поручения и различные конкретные, доступные задания (понаблюдать за краном в ванной и на кухне, проверить не горят ли без необходимости лампочки, везде ли закрыты двери, окна).

Можно использовать наглядные методы стимулирования («Экран наблюдений», «Дневники наблюдений»,  призы и награды) для поощрения наиболее активных детей.

Можно организовать с детьми игру «Маленькие Берегоши». Распределить детей на  группы: «Теплоши», «Электроши». Каждая группа имеет свои задания. Например, «Электроши» следят за экономией электроэнергии дома, в детском саду, собирают стихи, загадки, рассказы об электричестве, электроприборах, изучают, как попадает электричество в дом, где его можно встретить.

 Группа «Теплоши» изготовляют дома из картона, учатся утеплять их. Наблюдают за состоянием батарей дома и в группе в зависимости от погоды; проводят опыты, эксперименты для выбора способов сохранения тепла в различных условиях, сочиняют рассказы , стихи и сказки, а потом изготавливают собственную книгу «Мы – маленькие берегоши».

В завершение проделанной работы можно провести акции «Берегите  электроэнергию и воду», выставки «Водный мир».

Педагогам необходимо следить за тем, чтобы все дети в каждом виде деятельности проявляли экономию и бережливость. Данные качества должны закрепляться через обсуждение проблемных ситуаций, в играх, а также в процессе повседневной жизни.

  1. Организация работы с родителями.

Важной стороной данной темы является постоянное сотрудничество с родителями, т.к. семья для ребенка – жизненно необходимая социальная среда, определяющая  путь развития его личности. Сотрудничество с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка, а у ребенка – уважительное отношение к своим близким. В противном случае, если ребенок  не будет     иметь постоянно примера разумного отношения к природе,  ее ресурсам, то мотивация его правильного поведения по отношению к природе будет постепенно ослабевать.

 Важна просветительская работа среди родителей. Она может осуществляться в рамках акций «Введи экономию в привычку», путем издания плакатов, газет, листовок, буклетов.

Презентация плакатов, газет. (Будько Ж.В., Клюкевич Е.М.)

Решение вопросов развития жизненно важных навыков дошкольников по ресурсосбережению возможно при взаимодействии педагогов и родителей.

Таким образом, благодаря комплексу мероприятий по экономии и бережливости в учреждении, мы воспитываем у подрастающего поколения бережное отношение к материальным и энергетическим ресурсам страны. Экономия в переводе с греческого – «закон дома», значит, в своем доме, в своем учреждении мы просто обязаны быть бережливыми. Если сегодня наши воспитанники будут рачительными хозяевами своего дома, то усвоенный ими образ жизни поможет завтра быть ответственными за безопасное будущее всей страны.

(Раздаются рекомендации для родителей)

  1. Рефлексия «Закончи предложение».

- Сегодня я поняла, какое важно значение имеет… (воспитание основ ресурсо-  и энергосбережения с дошкольного возраста);

-  В своей работе с детьми  по данной проблеме буду использовать такие формы работы , как: …

- При организации совместной работы с родителями важно…

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.