Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 68 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 81 человек

Семинар-практикум "Повышение двигательной активности детей в течение дня"

Дата: 25 января в 13:53, Обновлено 25 января в 13:58
Автор: Авдей Н. Е.

Семинар –практикум   

«Повышение двигательной активности детей в течение дня»

23 января  2018

Разработала заместитель заведующего  по основной деятельности Чернущик И.Р.

Задачи: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогических работников по образовательной области «Физическая культура»; активизировать педагогическую активность; тренировать находчивость, сообразительность: развивать умение работать в команде, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

        План проведения семинара

  1. Двигательная активность в режиме дня.
  2. Проверка домашнего задания «Двигательный режим в моей группе».
  3. Заполнение карт по суждениям, касающимся организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
  4. Экспресс-опрос по теме «Подвижная игра» (работа с перфокартами).
  5. Решение педагогических  задач.
  6. Игра «Алфавит»
  7. Рефлексия «Дует ветер»

Домашнее задание: разработать двигательный режим на неделю по своей возрастной группе (по таблице)

Формы организации двигательной деятельности

Продолжительность в режиме дня

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утренняя гимнастика

Физкультурное занятие

Двигательная деятель-ность на музыкальном занятии

Физкультминутки на занятии

Физкультурные паузы между занятиями

Подвижные игры

Спортивные игры

Спортивные упражнения

Упражнения после дневного сна

Индивидуальная работа по развитию движений

Спортивное развлечение

Другие

Литература:

1.Е. Ю. Александрова «Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях» Издательство «Учитель»,  Волгоград, 2007.

2. Н.С. Голицына «Система методической работы в ДОУ» Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2010.

3.В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак «Практикум по методике физического воспитания в дошкольных учреждениях» Минск, «Университетское», 1999.                                                                                                                                                                                              4.В.А. Шишкина «Двигательное развитие дошкольника», Минск Национальный институт образования 2011 стр.119                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Ход семинара

1.Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья детей,  необходимо  определить  приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.

 С целью оптимизации двигательной  активности и закаливания детей необходимо включать в практику работы дополнительные виды занятий двигательного характера,  взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий. К таким занятиям  относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между  занятиями, индивидуальная работа с детьми по развитию движений, прогулки-походы в парк, лес, корригирующая гимнастика.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных  двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной  деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом двигательных навыков.

 Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно- массовым мероприятиям. К таким мероприятиям относится неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивный праздник, игры-соревнования, спартакиады.

Вышеописанные виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда ее основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается ее соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

2.Проверка домашнего задания «Двигательный режим в моей группе».

3. Модель двигательного режима детей дошкольного возраста

Вид занятий и форма двигательной деятельности

Особенности организации

1

2

  1. Физкультурно- оздоровительные занятия

1.1.Утренняя гимнастика

Ежедневно, в проветренном помещении, длительность 10-12 минут

1.2.Двигательная разминка во время перерыва между занятиями.

Ежедневно, в течение 7-10 минут

1.3.Физкультминутка

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, 3-4 минуты.

1.4.Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно, во время утренней прогулки, длительность 20-25 мин.

1.5.Дифференцированные игры-упражнения на прогулке

Ежедневно, во время вечерней прогулки, длительность 12-15 минут

1.6.Оздоровительный бег

2 раза в неделю, группами по 5-7 человек, проводится во время утренней прогулки, длительность 3- 7 минут

1.7.Ходьбка по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами

Ежедневно, группами по 7-10 детей, проводятся после дневного сна в течение 5- 7 минут

1.8.Гимнастика после дневного сна (комплекс упражнений)

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, длительность не более 10 минут

1.9.Занятие в дополнительной образовательной услуге

Один раз в неделю, по подгруппам 10-12 детей,  30 минут

  1. Заполнение карт по суждениям, касающимся организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Уважаемый воспитатель!

Предлагаем суждения, касающиеся организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой с детьми. Ваше согласие с суждениями отразите в графе «регулярно», «часто», «редко», соответствующей Вашей профессиональной компетентности.

Ф.И.О. воспитателя __________________________________________________________

Образование  ______________________________________________________________

Педагогический стаж _____________________________________________________

Суждение

регулярно

часто

редко

1

Провожу упражнение на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание тонуса

2

Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазанием на прогулке

3

Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки

4

Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка

5

Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни

6

Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физминуток, занятий

7

Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей

8

Провожу подвижные игры на свежем воздухе;

-гимнастику после сна;

-гимнастику для глаз по профилактике усталости;

-прогулки;

-индивидуальную работу по физическому воспитанию;

-физминутки на занятиях;

9

Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через:

-информационные стенды;

-устные сообщения (индивидуальные беседы);

-родительские собрания

Утренняя гимнастика  – является важным элементом двигательного режима, средством для поднятия эмоционального тонуса детей. Не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо  его принуждать, но причину такого поведения следует понять.

Вот несколько советов по проведению утренней гимнастики с детьми:

  • Никакой заорганизованности, строгих правил  и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений;
  • Помнить, что гимнастика – это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей(движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общение, игра);
  • Использовать разные формы проведения гимнастики. Из них наиболее распространены в практике дошкольных учреждений:

- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;

-обыгрывание какого-нибудь сюжета;

-формы с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;

- оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3 – 5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени).

Общеразвивающие упражнения подбираются для всех групп мышц из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа, с различными пособиями и ритмично-музыкальным сопровождением, в разных построениях.

 Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется из физкультурных занятий и повторяется 1-2 недели.

Местом проведения утренней гимнастики может быть физкультурно-музыкальный зал, групповая комната, участок детского сада. Необходимо соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию.

Практическое задание:

Продолжить перечень типичных недостатков в проведении утренней гимнастики:

-однообразие форм проведения

- низкая моторная плотность

-недостаточная физическая нагрузка

-отсутствие специальных упражнений на ориентировку в пространстве

-излишняя заорганизованность

- однообразие музыкально-ритмических ориентиров…

Физкультминутки. Их назначение состоит в том, чтобы обеспечить активный отдых детей на занятиях.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают  отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Утомление детей наступает обычно на 10-12 минуте. Оно сказывается на их поведении: дети отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом, что необходимо переключить ребят на другой активный вид деятельности.

Требования к проведению физкультминуток:

-они проводятся на начальном этапе утомления (8-я – 15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала;

-подбираются хорошо знакомые детям упражнения (простые, занимательные);

-отдается преимущество упражнениям для утомленных групп мышц;

-комплексы упражнений подбираются в  зависимости от вида занятий, их содержания;

-  физкультминутки должны быть разные по содержанию и по форме, так как однообразие снижает интерес детей , а следовательно, результативность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движениями, танцевальных движений и т.д.

   Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Подвижные игры и физические упражнения на воздухе способствуют закреплению материала, усвоенного детьми в процессе физкультурных занятий.

Они проводятся со всей группой одновременно или по подгруппам (ранний возраст)

Подбор упражнений подчинен тем же требованиям (обеспечение нагрузки на все группы мышц, подбор упражнений разной интенсивности с постепенным повышением нагрузки и снижение ее в конце), что и на физкультурных занятиях. При их проведении должна быть обеспечена достаточно высокая моторная плотность – 80- 85 %.

Однако ни в коем случае подвижные игры и физические упражнения на воздухе нельзя отождествлять с физкультурными занятиями. Главное отличие их в том, что первые проводятся в более непринужденной форме. Здесь шире учитываются интересы детей; важно обеспечить большее разнообразие видов движений и их сочетаний в условиях естественных природных условий.

Практикум по вопросам:

  1. Каково назначение физических упражнений и подвижных игр на прогулке? (способствуют закреплению материала, усвоенного детьми в процессе физкультурных занятий).
  2. Какие виды физических упражнений можно включать в возможные варианты проведения  подвижных игр и физических упражнений? (подбор упражнений подчинен тем же требованиям, обеспечение нагрузки на все группы мышц, подбор упражнений разной интенсивности с постепенным повышением нагрузки и снижение ее в конце, что и на физкультурных занятиях).

  1. Экспресс-опрос по теме «Подвижная игра» (работа с перфокартами)

Для воспитателей младших и средних групп

Ситуации

Варианты ответов

проверка

1. Приемы с помощью которых воспитатель привлекает детей к подвижной игре…

а) предложение поиграть;

б) поручение дежурным;

в) звуковой сигнал;

2.Интерес к игре поддерживает с помощью…

а) короткой сказки;

б)показа игрушки;

в) использования пособий и атрибутов;

г) стихотворения, песенки, загадки;

д) эмоциональности воспитателя;

3. Воспитатель объясняет содержание и правила игры…

а) в процессе игры;

б) до начала игры;

в) по частям;

г) кратко напоминает;

4. Роли в игре распределяются…

а) по желанию детей4

б) педагогом;

в) жеребьевкой;

г) считалкой;

д) волчком со стрелкой;

Ответы:   1 – а;

                 2- а, б, д;

                 3 – б;

                 4- б;

Для воспитателей старших групп

Ситуации

Варианты ответов

Проверка

1.Приемы, с помощью которых воспитатель привлекает детей к подвижной игре.

а) предложение поиграть;

б) поручение дежурным;

в) звуковой сигнал;

2. Интерес к игре поддерживает с помощью…

а) короткой сказки;

б)показа игрушки;

в) использования пособий и атрибутов;

г) стихотворения, песенки, загадки;

д) эмоциональности воспитателя;

3. Воспитатель объясняет содержание и правила игры…

а) в процессе игры;

б) до начала игры;

в) по частям;

г) кратко напоминает;

4. Роли в игре распределяются…

а) по желанию детей

б) педагогом;

в) жеребьевкой;

г) считалкой;

д) волчком со стрелкой;

Ответы:

1 – а;

2 –а, в, г;

3 – б, г;

4 – а, б, в, г, д;

Решение педагогических  задач.

  1. Воспитатель младшей группы приготовил для игрового задания «Догоните мяч» количество мячей, соответствующее числу детей. Правильно ли поступил воспитатель?
  2. В средней группе в начале года была организована игра «Кто кого перегонит». Молодец, Вадик, обогнал Сережу», - сказал воспитатель, - Сережа заплакал… О чем забыл воспитатель?
  3. Показывая детям, как надо подлезать под дугой, воспитатель задел привязанный к ней звоночек. «Видите, я задела звоночек, потому что я – большая, а вы подлезайте так, чтобы он не звонил…» Как вы оцениваете такой показ?
  4. Воспитатель старшей группы сказала: « Молодцы, дети  все хорошо прыгали. Только Света еще не умеет прыгать правильно…» Как вы оцениваете такой показ?

Самостоятельная  двигательная деятельность.

Двигательная активность считается врожденной потребностью человеческого организма. Особенно важна она для ребенка раннего и дошкольного возраста, когда формируются все системы и функции организма. Двигательный режим в детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности

Руководство самостоятельной  двигательной деятельностью  осуществляется на основе индивидуализации. Поэтому воспитателю необходимо:

  • Наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости прийти на помощь;
  • Предусмотреть каждому из детей место для движений, где никто не мешает, оберегать это пространство;
  • Привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнить те или иные движения;
  • Снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, помочь ему выбрать пособие для движений при помощи вопроса, загадки, совета;
  • Пытаться без навязывания объединить в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих и показав варианты действий, если это необходимо;
  • Отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий, чаще менять их расположение, обеспечить сменяемость не только в течение недели, но и дня;
  • Никогда насильно не усаживать на место чрезмерно подвижного ребенка – необходимо ввести в его бесцельную беготню сюжет, целесообразность;
  • Иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
  • Периодически строить вместе с детьми «полосы препятствий», из имеющихся пособий и учить преодолевать их по-разному;
  • Обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.

Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном физическом развитии можно добиться только в условиях единства системы воспитания. На конкретных примерах надо убеждать родителей, что любой ребенок, даже родившийся ослабленным, может и должен стать физически крепким, гармонически развитым, если приложить к этому усилия. Чрезвычайно важна в воспитании детей роль здорового образа жизни семьи. Элементарные знания  о слагаемых здорового образа жизни (рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, достаточная двигательная активность, использование закаливающих средств, умение правильно, без нервного напряжения организовать свое поведение) доступны уже самым маленьким детям. Основы здорового образа жизни ребенка закладываются в семье, а задача детского сада – помочь родителям в решении этой проблемы.

 Наиболее эффективными формами сотрудничества педагогов и родителей являются совместные физкультурные досуги и праздники, туристические походы; дни открытых дверей,  где родители могут видеть примерные формы физкультурно-оздоровительной работы. Ознакомление с опытом семейного воспитания также является весьма интересной формой воздействия на родителей. Фотовыставки, встречи за «круглым столом» просмотр видеоматериалов создают непринужденную обстановку, вызывают желание «проэкспериментировать»  увиденное. Содержательные тематические  папки- передвижки, броские запоминающиеся материалы в родительских уголках также важны в физкультурной пропаганде. Главное, чтобы они не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений.

Тест для самооценки знаний педагогов по руководству двигательным развитием детей

В каждом из заданий выберите один правильный ответ.

1.Что не относится к физическим качествам:

а) быстрота;

б) равновесие;

в) ловкость;

г) выносливость.

2. Гиподинамия – это:

а) недостаточная двигательная активность;

б) чрезмерная двигательная активность;

в) низкая физическая подготовленность;

г) несоответствие двигательных умений возрастным нормам.

3.Физическая подготовленность дошкольника – это:

а) овладение спортивными упражнениями;

б) уровень сформированности двигательных умений, навыков и физических качеств;

в) умение выполнять движения без показа взрослых;

г) потребность в занятиях физическими упражнениями.

4.Двигательная деятельность дошкольника – это:

а) совокупность двигательных умений;

б) бег, прыжки, метание и другие движения;

в) выполнение движений детьми под руководством педагога;

г) осознанные и целенаправленные движения и действия.

5.Двигательный навык – это:

а) умение выполнять движения по словесному указанию;

б) правильное выполнение движения;

в) автоматизированное управление движениями;

г) выполнение движения под контролем сознания.

6.Совокупность различных форм организации физического воспитания – это:

а) двигательная активность;

б) двигательная деятельность;

в) двигательный режим;

г)система физкультурно-оздоровительных мероприятий;

7.Критерии оценки двигательной активности детей – это объем, продолжительность, содержание и…:

а) интенсивность;

б) формы;

в) способы организации;

г) физкультурное оборудование.

8.Наиболее информативным методом оценки физической подготовленности является:

а) наблюдение;

б) контрольное упражнение;

в) проведение тестов;

г) хронометраж.

9.Суточная норма продолжительности двигательной активности – это:

а) время организованной двигательной деятельности в течение дня;

б) 1/3 периода общей деятельности детей в течении дня;

в) 15 000 – 18 000 условных шагов в сутки;

г) 50 – 60 % периода бодрствования.

10. Показателем двигательного развития ребенка не является:

а) двигательная активность;

б)здоровье;

в)разнообразие движений;

г) физическая подготовленность;

11.Условия оптимизации самостоятельной  двигательной активности детей – это достаточное пространство, выделенное в режиме дня время, физкультурное оборудование, …:

а) опосредованное руководство;

б) организованные физкультурные мероприятия;

в) подвижные игры;

г) домашние задания.

12.Гиперподвижность ребенка характеризуется:

а) разнообразием движений;

б) высокой интенсивностью двигательной активности;

в) творческой направленностью движений;

г) осознанностью двигательной деятельности.

13.Малоподвижные дети:

а) проявляют высокий интерес к двигательной деятельности;

б)имеют значительный двигательный опыт;

в) предпочитают творческие движения;

г) отличаются однообразием движений.

14. Что не является задачей двигательного развития дошкольников:

а) физическая подготовка к спортивной деятельности;

б)обогащение двигательного опыта;

в) формирование двигательных умений и навыков;

г) формирование двигательной активности.

15.Что не входит в понятие «двигательный опыт дошкольника»:

а) умение использовать двигательные навыки в нестандартных ситуациях;

б) соответствующий возрастным возможностям ребенка объем двигательных умений и навыков;

в) обучение двигательным умениям и навыкам на физкультурных занятиях;

г) владение элементами двигательного творчества.

16.Основные направления в руководстве двигательной деятельностью гиперподвижных  детей (выбрать неправильный ответ):

а) внести осознанность в двигательную активность;

б) стимулировать движения, требующие точности, сдержанности;

в) обогащать состав движений;

г) ограничивать двигательную активность.

Оценка результатов: 8-12  правильных ответов – «удовлетворительно», 13-14 – «хорошо», 15-16 – «отлично».

Правильные ответы: 1б, 2а, 3б, 4г, 5в, 6в, 7а, 8а, 9г, 10б, 11а, 12б, 13г, 14а, 15в, 16 г.

Игра «Алфавит»

Педагоги делятся на две  команды.  Члены команд в алфавитном порядке подбирают понятия и термины по темам:

«Физическая культура»

«Здоровый образ жизни» и записывают их на ватмане, где предварительно изображены буквы алфавита.

Рефлексия «Ветер дует…»

Встать в круг для подведения итогов работы семинара.                                             

        - Представьте,  что сейчас в зале поднялся сильный ветер! Тот, на кого он сейчас подует, должен покружиться в центре нашего круга.  Итак, ветер дует на:

  • тех, кто пополнил свои знания в области  работы по двигательной активности  с детьми;
  • тех, кто будет активно использовать в работе перечисленные выше формы физкультурной работы с детьми;
  • тех, кто не считает целесообразным использовать данные формы работы с детьми;
  • тех, кто устал, потратил зря время:
  • тех, кто покидает семинар с хорошим, бодрым настроением.

Литература:

1.Е. Ю. Александрова «Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях» Издательство «Учитель»,  Волгоград, 2007.

2. Н.С. Голицына «Система методической работы в ДОУ» Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2010.

3.В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак «Практикум по методике физического воспитания в дошкольных учреждениях» Минск, «Университетское», 1999.                                                                                                                      4.В.А. Шишкина «Двигательное развитие дошкольника», Минск Национальный институт образования 2011 стр.119                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.