Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Новости проекта
Скидки для пользователей Schools.by в магазине 21vek.by
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 58 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 74 человека

Анализ художественного текста

Дата: 22 января 2015 в 13:47, Обновлено 26 января 2015 в 13:03

Анализ художественного текста

 

Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с детьми дошкольного возраста по детской литературе.

Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ разрушает с одной стороны, художественную ткань произведения, с другой – первичное восприятие, те эмоции, которые возникли у ребенка при ознакомлении с текстом.

Дело здесь не в самом анализе, а в неграмотном его проведении, незнании детской литературы и методики работы с нею, в отсутствии чувства меры и вкуса у педагога.

Чему же нужно научить ребенка дошкольного возраста анализируя текст?

При работе с детьми данного возраста используется только один вид анализа – «вслед за автором», то есть тот вид, где наблюдается логика развития действия. Значит, ребенка можно научить следовать логике писателя, чувствовать и понимать его.

Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов. Можно и надо научить детей правильно отвечать на них. Ребенок должен привыкнуть к тому, что надо выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл.

Для детей младшего дошкольного возраста задаются преимущественно репродуктивные вопросы, помогающие воспроизвести текст и следовать его логике: кто? где? как?

На четвертом году жизни ребенка и далее в его речь естественным образом входят вопросы «почему?» и «зачем?».

Это вопросы аналитического характера, побуждающие размышлять над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Главным из них является вопрос «почему?».

Вопросы к анализу художественного текста должны быть доступными для детей, а все слова понятными, точными, оправданными. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ.

Ребенку нельзя задавать так называемые двойные вопросы: где и почему? Кто и где? и т.д., чтобы не рассеивать внимание малыша, а нацеливать на один, но верный и глубокий ответ.

Поскольку литература – это один из видов художественного творчества, то в процессе анализа детям следует показать, как «сделано» произведение, то есть дать им представление о тех художественных приемах и средствах, которыми пользуется автор и которые доступны детям (рифма, сравнение, олицетворение и т.д.). Значит, в ходе анализа необходимо обращать внимание на художественный мир произведения, формулируя вопросы так, чтобы с их помощью этот мир раскрылся перед детьми, чтобы они заметили художественное мастерство автора.

Существуют еще так называемые наводящие вопросы, то есть те, которые дополняют главный вопрос, помогают ребенку более глубоко и целенаправленно раскрыть его. Но взрослый должен отличать наводящие вопросы от подсказывающих, которые нельзя задавать детям, так как в них фактически содержится ответ на вопрос. Например: « Этот мальчик смелый, да?» Или: «Не кажется ли вам, что этот мальчик смелый, так ведь?» Детям ничего не остается, как только утвердительно ответить на такой вопрос. Он не располагает к обдумыванию текста, к поиску ответа, к сомнению в его правильности.  Он не стимулирует аналитическое мышление, а значит, не является продуктивным.

Вопросы для анализ текста должны быть продуманы заранее. Чем глубже взрослый вникает в смысл читаемого, чем легче ему будет сформулировать не только главные, но и наводящие вопросы, скорректировать их в процессе анализа.

Если молодой воспитатель только учится анализировать произведение, то на первых порах лучше составить «партитуру» текста, то есть параллельно тексту записать вопросы, ожидаемые ответы на них, наводящие вопросы в случае, если ответы детей не будут удовлетворять взрослого. Сделав несколько подобных анализов, педагог  будет глубже понимать произведение и увереннее вести беседу с ребенком.

Поясню это на пример. Для анализа возьмем стихотворение в Левина «Зимняя загадка». Работа над текстом  ведется в старшей группе.

 

Анализ прозаического произведения также проводится путем постановки вопросов к тексту. Для анализа следует выбирать небольшие по объему произведения, чтобы дети могли удержать их в памяти. Они должны быть динамичными; события, поступки, характеры героев в них – яркими, неординарными.

Проводя анализ произведения, воспитатель должен научиться превращать его из обязательного учебного упражнения в серьезный, интересный и полезный для детей разговор о литературе, ее особенностях как вида искусства, ее воздействии на человека. Анализ произведения помогает поддерживать в детях интерес к миру, пробуждать любознательность, пытливость, учит думать, сопоставлять.  И в этом его непреходящая ценность. Остановка за малым – мастерством взрослого в этом виде работы.

Не в коем случае нельзя переводить анализ в плоскость бытовых разговоров, когда художественное произведение является не материалом для наслаждения и обдумывания, а иллюстрацией или импульсом к обсуждению проблем ребенка или группы детей. Например, обсуждая поведенческие проблемы ребенка, взрослые назойливо советуют воспринимать литературного героя как образец для подражания. Надо мыть руки, потому что так делает книжный герой; надо  любить своих близких, потому что их любят герои прочитанного рассказа. Воспитательная функция произведений, самодостаточная в детской литературе, подчеркивается взрослыми до такой степени, что ребенок начинает воспринимать книгу как свод правил поведения и тихо ненавидеть ее или противостоять тому, о чем говорят взрослые. Если мы постоянно будем говорить ребенку, что он должен походить на положительного героя книги, ему обязательно захочется стать таким, как герой отрицательный.

Запомните : одна из основных задач при анализе произведения – не лишать литературу ее права быть прежде всего искусством и в таком ее качестве восприниматься человеком.

 

Работа с художественным текстом

Поскольку занятий специальных по детской литературе не выделяется, воспитатель сам должен находить время для общения детей с книгой. Однако художественные произведения входят в занятия по развитию речи и другие. Ознакомление с произведениями худ. литературы происходит и во  второй половине дня, перед укладывание детей спать.

Воспитателю необходимо сделать встречи с произведениями художествен-ной литературы интересными, разнообразными, непринужденными.

Дети должны привыкнуть к ощущению того, что разговор по поводу  прочитанного – это разговор о смысле человеческого бытия, преподнесенный им в художественных образах, необычно, доступно, с уважением к уровню их понимания сложных, но интересных проблем. Нужно уметь беседовать с детьми, уметь сформулировать вопрос так, чтобы, оставаясь глубоким по смыслу, он был понятен малышам и вызывал желание обсуждать его.

Существует два типа бесед о книге: рекомендательные беседы и беседы о прочитанном.

Рекомендательные беседы проводятся до чтения книги с целью обратить на нее внимание детей, возбудить интерес к ней, желание слушать чтение. Готовясь к такой беседе, воспитатель должен хорошо узнать текст, выделить в нем то, что будет интересно детям конкретной группы, уметь заинтриговать детей ожиданием встречи с книгой как каким-то чудом.  Следует получить представление об авторе книги, о том, что было создано этим писателем ранее. Дополнительный материал не только поможет грамотно познакомить маленьких слушателей с произведением, но и упрочнит в глазах детей его авторитет как читателя, как интересного человека.

Беседы о прочитанном позволяют выявить степень и правильность понимания текста детьми, скорректировать их восприятие, ответить на детские вопросы. Часто дети сами вызывают воспитателя на разговор об прочитанном. Никогда не нужно уходить от таких бесед или переключать внимание детей на другое. Настоящее детское чтение – очень ценный материал для развития человека.

В таких беседах дети без труда учатся выделять главное, видеть логику в действиях и поступках персонажей, знакомятся со средствами выразительности, а потом используют их в своей речи, постигают искусство делать выводы, подводить итоги, формулировать вопросы, то есть рассуждать, думать над прочитанным.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.