Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 59 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 74 человека

Технология построения имиджа педагога дошкольного учреждения

Дата: 27 января 2015 в 12:37, Обновлено 27 января 2015 в 12:37

Технология построения имиджа педагога дошкольного учреждения

Необходимость создания имиджа проявляется в демонстрации наиболее

 привлекательных для окружающих качеств личности. Он выступает как мощное средство коммуникации, обладающее большим влиянием на людей, и отражает внутренний мир человека, мировосприятие, образ мыслей, менталитет. Имидж представляет собой стереотипный образ, эмоционально-отраженный, индивидуальный, раскрывающий внутреннее содержание, сложившееся в сознании многих людей. Исследования психологов  по восприятию человека человеком показывают: 55% от общего впечатления, произведенного человеком, приходятся на то, как он выглядит (внешний вид, цвет кожи, глаз, волос, одежда, поза, мимика, жесты, зрительный контакт, эмоциональный настрой); 38% определяется манерой говорить (тон, тембр и высота голоса, темп речи, произношение и дикция, окраска речи); 7% составляет восприятие самого сообщения. Исходя из приведенных данных можно понять, насколько велика роль имиджа для профессиональной деятельности.

Имидж может быть спонтанным и целенаправленным под определенные нужды. К последнему типу можно отнести имидж педагога ДУ. Существуют различные виды имиджа:

- воспринимаемый, суть которого состоит в том, как педагога воспринимают окружающие: дети, родители, коллеги; воспринимаемый имидж не всегда совпадает с тем, который человек хотел бы показать;

- требуемый – предполагает презентацию личностных качеств, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Имидж представляет собой психический образ, специально сконструированный. Если имидж правильно сконструирован, то должен вызывать сильный эмоциональный отклик.

Основные характеристики профессионального имиджа педагога: профессиональная компетентность, педагогическая эрудиция, рефлексия, импровизация, общение. Чаще всего в различных психологических концепциях выделяют четыре параметра человека как личности:

- темперамент;

- установку на род деятельности;

-систему внутренних ценностей;

- неформальную роль в группе.

Имидж человека выполняет определенные технологические функции, к которым можно отнести:

- высвечивание лучших личностно-профессиональных качеств;

- социальная и профессиональная адаптация;

- затемнение негативных характеристик личности;

- преодоление возрастных рубежей;

- привлечение внимания значимого окружения.

Имидж также выполняет психотерапевтическую функцию, повышая человеку его самооценку, самоуважение и позволяя смотреть на свои взаимоотношения с окружающими с другой точки зрения.

Имидж педагога можно разделить на несколько составляющих. Во-первых, это сам образ, т.е. некая целостная картинка, возникающая в сознании людей, когда они видят и воспринимают человека, а также то, что впоследствии остается в их памяти, когда человек уходит. Во- вторых, это внгешние аспекты, к которым можно отнести манеру поведения, походку, жесты, мимику, одежду, прическу и т.д. В – третьих, составляющей выступает внутренний аспект, включающий в себя интересы, эрудицию, творческие замыслы, хобби. В- четвертых, существует процессуальный аспект, предполагающий темперамент, темп, пластичность, эмоции, волевые качества. В – пятых, это ценностный компонент, который определяется жизненной позицией человека, приоритетами, установками, а также его легендой. И  наконец, шестая составляющая включает в себя профессиональную репутацию педагога, к которой можно отнести наработанный практический и теоретический опыт, авторские методики, отзывы детей, родителей и коллег о профессиональной компетентности, профессиональные награды и премии, фото- и видеосвидетельства его  деятельности, авторские сайты, публикации и т.д.

Восприятие образа педагога ДУ происходит на следующих уровнях:

- детей;

- родителей;

- коллег;

- вышестоящих, проверяющих и других органов образования.

Для формирования позитивного образа необходимо учитывать все вышеперечисленные уровни.

Образ педагога ДУ достаточно сложен в построении. В нем необходимо гармонично сочетать множество составляющих:

- проявление любви к детям (поддержка, забота, доброжелательность, терпение);

- соответствие личной концепции и уникальному педагогическому и творческому опыту;

- этическим, профессиональным и эстетическим нормам образовательного учреждения;

- харизматичность образа (владение технологиями позитивного влияния и личного обаяния). Харизматический педагог заставляет людей следовать за собой не из чувства долга, а потому что они доверяют ему. Харизма представляет особое свойство, благодаря которому человек воспринимается окружающими как одаренный особыми качествами и способный оказывать эффективное влияние на других.                                                                

- отражение личных ценностей и убеждений, которыми педагог готов поделиться со своими воспитанниками и коллегами;

- демонстрация здорового образа жизни;

- презентация уникальности личных, профессиональных качеств и творческих способностей, отличающих педагога от его коллег;

- проявление психоэмоциональной устойчивости и безупречности по ведения как примера для подражания;

- коммуникабельность, выражающаяся в доброжелательной манере общения, эмпатичности и умении разрешать конфликтные ситуации, владении языком и стилем общения с детьми;

- соответствие возрасту и статусу;

- эстетический компонент, предполагающий правильно подобранную цветовую гамму в одежде и интерьере, определении стиля, исходя из фактурности фигуры, овала и черт лица;

- отражение миссии, выполняемой педагогом;

- сформированный авторитет и доверие среди детей, коллег и родителей;

- демонстрация профессиональной репутации.

Для обеспечения этих составляющих нужно обратить внимание на следующие аспекты:

- предоставление возможности самосовершенствования и саморазвития;

-создание условий для развития внутренней мотивации к деятельности;

- наличие четко простроенных жизненных целей, соотносимых с его профессиональной деятельностью.

Таким образом,  можно выделить основные принципы формирования имиджа педагога:

- умение нравиться  на всех уровнях взаимодействия в ДУ, которое достигается путем выявления положительных качеств и придания им соответствующей эстетической формы;

- самовоспитание и самосовершенствование, обеспечивающие высокий уровень профессиональной компетентности;

- гармонизация образа, учитывающая вышеперечисленные составляющие;

-владение навыками самопрезентации;

- саморегуляция, обеспечивающая психофизическое равновесие.

В связи с вышесказанным технология формирования имиджа педагога разделяется на несколько этапов.

1. Определение стартовых целей -  выполняемые профессиональные задачи, готовность к изменениям, слабые и сильные стороны в профессиональном и личном плане. Дл этого существуют анкеты, опросники, профессиональные консультанты, помогающие педагогу определиться в собственных приоритетах. На данном этапе необходимо представить и ощутить предполагаемый результат, которого человек хочет достичь посредством параметров: окружающая среда предполагаемого имиджа, поведение, способности, ценности и убеждения, идентификация с профессией, выполняемая миссия и профессиональный опыт.

Опыт педагога составляют только те жизненные и профессиональные приоритеты, которые осмыслены, проработаны и стали  частью его внутреннего мира и педагогической практики.  Психологическая оценка опыта педагога строится исходя из его структуры, включающей следующие компоненты:

- анализ собственных достижений, ошибок и неудач;

- знание «сильных» и «слабых» сторон характера и интеллекта;

- наличие развитых способов саморегуляции (самоконтроля, сдерживания, активизации и т.п.);

 Умение правильно анализировать свои достижения и ошибки, выделяя объективные условия ситуации, действия других людей и собственные действия;

- способность позитивно изменять самого себя, развиваться и совершенствоваться;

- ставить профессиональные цели и достигать их.

2. Создание внешности. Определение цветовой гаммы имиджа зависит от  физиологического типа человека и видов выполняемых профессиональных задач. Для специалиста, работающего в ДУ, например, желательна спокойная цветовая гамма, создающая позитивные эмоции и в то же время не вызывающая излишнего возбуждения и активности детей. Кроме того, одежда, прическа, жесты, походка, мимика должны соответствовать той социальной роли, которую выполняет педагог, будь он представителем администрации, воспитателем или молодым специалистом.

3. Отражение психологического портрета во внешнем облике.

 Чтобы успешно преодолеть данный этап, необходимо проанализировать особенности характера, темперамента, индивидуально- личностные характеристики, эмоционально- волевые качества, интеллектуальные способности. Внутренний облик человека должен гармонично сочетаться с внешними проявлениями – в одежде, манере поведения и т. д.

4. Овладение эффективной поведенческой техникой и основами самопрезентации. На этом этапе происходит совершенствование в искусстве публичных выступлений, беседах с детьми, родителями, коллегами, а также специалистами других образовательных организаций; овладение культурой поведения и умением оставлять о себе приятное впечатление; повышение уровня компетентности в разрешении конфликтных ситуаций в педагогической практике. Овладение азами самопрезентации предполагает также умение пользоваться механизмами создания позитивного впечатления. К ним можно отнести:

- мнения других лиц (если среди окружающих существует положительное мнение о человеке, то даже незнакомые люди инстинктивно думают о нем так же);

- гало-эффект (если человек изначально производит общее позитивное впечатление, то мелкие негативные детали остаются незамеченными);

- эффект ореола (тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на другие);

- Эффект снисходительности- ожесточения (существуют разные типы людей, различающихся по реакции на первое впечатление: одни относятся к недостаткам малознакомых снисходительно,  а другие, наоборот, слишком предвзято; если же человек сам снисходительно относится к окружающим, то и они скорее всего ответят ему тем же);

- стереотипы восприятия (видя перед собой стереотип, люди ждут соответствующих закономерностей проявления, например, видя перед собой представителя ДУ, у родителей формируются определенные ожидания от дальнейшего общения);

- психическое состояние (человек в хорошем настроении притягивает к себе других и вызывает у них симпатию);

- доминирующая потребность ( если созданный имидж предполагает, что вы можете наилучшим образом удовлетворить потребности нужных вам людей, то они сами захотят иметь с вами дело);

- упрощение (человек хочет быстро и четко воспринимать мир, однако при первом впечатлении схватываются лишь самые главные и важные для данного индивида черты и качества. Чем меньше деталей и больше общего будет во внешности человека при первом разговоре, тем ярче он будет выглядеть в глазах собеседника);

- защитные механизмы (человек быстро чувствует настроение  собеседника и воспринимает его как свое. Перед общением необходимо знать, что является эталоном моральных качеств собеседника, и стать таким эталоном в его глазах. Тогда  проекция отступит на задний план, а человек будет чувствовать симпатию, непреодолимое желание влечение, желание продолжить общение);

- эффект релаксации (успех будет иметь тот, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, так как юмор создает естественную паузу, сближает и настраивает слушателей на благожелательный лад);

5 Изучение законов ортобиоза, или здорового образа жизни, которое включает в себя знание основ системы рационального питания, систематические занятия спортом, освоение различных подходов, снимающих напряжение и расслабление ( релаксация, медитация, дыхательная гимнастика, музыкотерапия и т.д.) Педагогическая деятельность всегда связана с большим количеством стрессовых ситуаций и грузом ответственности, что при неправильном образе жизни может привести к профессиональной деформации личности педагога.

6.Совершенствование профессиональной компетентности заключается в посещении курсов повышения квалификации, научно-практических семинаров, конференций, самообразовании, профессиональном общении со специалистами других образовательных учреждений, обмене опытом с педагогами, родителями и популяризации собственных педагогических достижений в публикациях, выступлениях и т.д.

7. Овладение психологией успеха и позитивного восприятия окружающей действительности. Для педагога-профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим социумом. В данной связи определяющим становятся: высокая самооценка и уверенность в себе, вера в доброжелательность окружающих, социальная и личная ответственность, желание меняться и умение рисковать, гармонично сочетающиеся со здоровым чувством самосохранения.

Для педагога ДУ построение правильного и гармоничного образа более важная задача, чем для специалистов других профессий, связанных с людьми. Дети более непосредственно и требовательно воспринимают образ своего педагога, который им интересен, в первую очередь как личность. Как бы педагог ни владел своей профессией, он просто обязан постоянно заниматься развитием своих личностных качеств, создавая и совершенствуя собственный имидж, поддерживая таким образом свой авторитет в глазах воспитанников, их родителей.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.