Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Новости проекта
Скидки для пользователей Schools.by в магазине 21vek.by
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 58 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 74 человека

«Укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста»

Дата: 26 января 2015 в 12:45

Общесадовое родительское собрание на тему:

«Укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста»

 

Цель: ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях детского сада.

План проведения:

1.Вступительное слово заместителя заведующего по основной деятельности Чернущик И.Р. Обозначение проблемы.

2. Показ комплекса утренней гимнастики с элементами аэробики.

 3. Этап проведения лекции:

а) Формирование правильной осанки 

   Практический показ упражнений для формирования и коррекции осанки. 

б) Режим дня. Пребывание детей на воздухе. Питание. Гигиена сна.

в) Двигательные игры-разминки. Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения. 

     1.Вступительное слово ведущего:  

 Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не все, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.

 Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Это хронические простуды, ухудшение зрения, сколиоз, детские неврозы и др. Здоровый ребенок – забота всех. Но,  а каков портрет здорового ребенка?

Прежде всего он болеет очень редко и не тяжело. Он жизнерадостный, активный, доброжелательно относится к окружающим людям – взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребенок достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъема и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, т. к. он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована, поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела. Вырастить и воспитать такого ребенка – задача вполне посильная.

Начинать день следует с утренней гимнастики. Предлагаем вам посмотреть как это делается в нашем учреждении

11. Дети старшей группы демонстрируют комплекс утренней гимнастики с элементами аэробики 

а).Формирование правильной осанки 

Самые распространенные нарушения здоровья наших детей это: нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз.

Правильная осанка не дается нам с рождения. Это условный двигательный рефлекс, и его надо вырабатывать. Чтобы наши дети бегали, ходили, стояли и сидели красиво, нам, вам родители, придется приложить усилия.

Когда ребенок хватает еду с тарелки руками, потому что ему так удобнее, мы, взрослые, его останавливаем, показываем, как надо правильно есть, и потом следим, чтобы этот навык был доведен до автоматизма. Почему же мы не следим, чтобы ребенок не сидел ссутулившись, не стоял перекосившись, и не добиваемся, чтобы навык держать спину ровно стал естественной потребностью?

Приятно смотреть на ребенка, который голову держит прямо, у которого плечи развернуты и находятся на одном уровне, живот подтянут, сбоку видно, что позвоночник образует красивую волнообразную линию с небольшими углублениями в шейном и поясничном отделах.

Правильная осанка не только красива, но еще и функциональна, потому что при ней положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Значит, когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает.  А если он идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.

Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, а хорошая, соответственно, сохраняет их в норме.  При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведет к тому, что человек быстрее устает во время как физической, так и умственной работы. Плохая осанка может довести ребенка до близорукости или остеохондроза. А хорошая осанка может от этих бед предохранить.

Но кроме физиологических последствий кривой спины есть еще и психологические, не менее пагубные, создающие у ребенка «комплекс». Какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Не хочет никакой. Так что же делать?

Выполнять пять простых правил формирования осанки:

1.Наращивать ребенку «мышечный корсет». Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. «Мышечный корсет» спасает даже того кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия,  близорукости и сутулости…

2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Это правильная осанка. Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спиной. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.                                                                                     3.Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой    работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 си выше локтя опущенной руки вашего ребенка, когда он сидит. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула,, сохраняя поясничный изгиб. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!                                                                                                4.Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратиться к ортопеду.

5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель.

Практический показ упражнений для формирования и коррекции осанки.

   б). Режим дня. Пребывание детей на воздухе. Питание. Гигиена сна.

    Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Все родители уже достаточно наслышаны о пользе режима дня, так что доказывать эту пользу необходимости, пожалуй, нет. Режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Э то – рациональное чередование работы и отдыха. Известный ученый И.Павлов отметил: «Всякая  живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться».

Чтобы предупредить все неблагоприятные последствия, нужно правильно построить режим дня ребенка:

  • продолжительность занятий должна учитывать возрастные возможности;
  • должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе);
  • необходимое время должно быть отведено на сон.

Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость. Зачастую «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.

О требованиях к питанию нужно говорить отдельно. Здесь я только подчеркну, что надо всячески противостоять складывающейся у ребенка привычке «перехватывать» что-нибудь на бегу. Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет в дошкольном возрасте 10-11 часов.  Недосыпание ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры  - все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим. Сон важно оберегать, до того,, как ребенок заснул. Конечно, он уже не малыш, которому на ночь нельзя рассказывать страшные сказки, и все-таки надо избегать всего, что может взбудоражить физически или  умственно: подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поместить под стеклянный колпак, не оградить от всего,  однако разумное ограничение вечерних впечатлений необходимо. Иначе это отразится на сне – будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким.

«Но как быть, - спрашивают иные родители, -если самим хочется смотреть телепередачу, а отправить сына спать сил нет? Он обижается, да и жалко его: сами смотрим, а ему не даем».  Думается чувство вины, которое испытывают родители, напрасное. Нет ничего страшного, если телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок будет спать за закрытой дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так, чтобы это воспринималось им спокойно и просто, есть еще один выход из положения: не смотреть передачи самим. Это наименьшее зло. Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, т.к. это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.

Подводя итог всему сказанному можно сказать следующее:

Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни.

Компоненты здорового образа жизни:

*рациональный режим;

* систематические физкультурные занятия;

*закаливание;

*правильное питание;

*благоприятная психологическая обстановка в семье – хорошие дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение досуга.

в)Двигательные игры-разминки. Релаксационные упражнения для снятия    мышечного напряжения.  

    Наши педагоги регулярно организуют двигательные разминки с детьми. Мы рекомендуем вам  в домашних условиях также проводить такие упражнения.

«Напряглись – расслабились». В положении стоя или сидя ребенку предлагается напрячь все тело как можно сильнее, а через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться. Проделать то же самое с каждой частью тела.

«Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Аналогично – ладони на лоб.

«Черепаха». Ребенок имитирует медленные движения головы черепахи, которая то выглядывает из панциря ( плечи опускаются, подбородок тянется вперед и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок – к груди), то крутит головой по сторонам.

«Волшебная мельница». Ребенок представляет, что его руки – это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Все внимание – на ощущениях в разминаемых суставах:

  • вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе руки в одном и противоположных направлениях (правая – вперед, левая – назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения;
  • вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу; аналогично предыдущему – вращение рук в локтевых суставах (при этом плечи и кисти неподвижны);
  • вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).

«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком – научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и сидя – ногами. Затем усложните задачу:

  • Хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером  (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «правая – левая». Далее задача усложняется, увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично – ногами.
  • «Ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая – вверх (ставятся друг на друга ребрами).

Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения.

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Дети выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая взрослому, а перевоплощаясь в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. О расслаблении можно судить по внешнему виду ребенка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, у некоторых появляется сонливое состояние. В результате выполнения предложенных упражнений у детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными, спокойными.

Упражнения для снятия напряжения направлены на мышечную релаксацию, их можно использовать как физкультминутки в любой момент в течение дня.

«Шишки». Вы – медвежата, и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их  ловите ис силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам…

«Холодно-жарко». Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер…

«Драгоценность». Вы  держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче … еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать…Но вот  обидчик ушел, и вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают…

«Муравей». Вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой потянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног ( на выдохе). Носки вниз, стопы в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

«Солнечный зайчик». Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями6 на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, живот, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник  - он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

          Все педагоги нашего дошкольного учреждения заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок рос здоровым, культурным, творчески активным. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания:

  1. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботиться  обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
  2. Воспитание ребенка в семье – это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка – это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений.  Слова – вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.
  3. Развитие ребенка – это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясните ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
  4. Основа поведения ребенка – это привычки.  Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край. Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.
  5. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия и требования родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями детского сада, школы, педагогов. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.
  6. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль – это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
  7. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что ребенок переживает в той ил иной форме возрастные кризисы.
  8. Семья – это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.