Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 62 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 76 человек

«В наших силах этот мир сберечь»

Дата: 26 января 2015 в 13:08, Обновлено 28 января 2015 в 18:04
Автор: Авдей Н. Е.

«В наших силах этот мир сберечь»

«Бережное отношение к природе», «экологическое воспитание», «энергосбережение»… Эти понятия стали актуальными во всем мире. Ведь так важно с детства, с самых маленьких лет приучать ребенка к бережному отношению ко всему, что его окружает.

Сегодня перед обществом стоит очень важная задача – изменить в сознании каждого гражданина стереотип, что природные энергоресурсы неисчерпаемы. Мышление взрослых изменить сложно. Но ребенку дошкольного возраста можно помочь усвоить азы бережного и заботливого отношения к богатствам земли, ко всему, что его окружает.

Слово «дошкольник» и «экономика» только на первый взгляд могут показаться несовместимыми.  Но каждый современный человек должен обладать азами экономической культуры и экономических знаний, чтобы грамотно вести себя в социуме, правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески мыслить, действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно и разумно. В изменяющихся условиях современной жизни нравственно-экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первый опыт в элементарных социальных, в том числе экономических отношениях.

Цель нравственно-экономического воспитания в широком смысле этого слова – «формирование социально-активной, творческой личности с научным материалистическим мировоззрением, личности, ориентированной на общечеловеческие ценности». Приобщение ребенка к экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных задач педагогики. При этом исходным является «необходимость обеспечения нравственно-ценностной ориентации детей в процессе овладения экономическими знаниями и умениями с самого раннего возраста».

Нравственно-экономическое воспитание имеет свою специфику, которая заключается в том, что важно научить детей ценить и понимать окружающий мир предметов как результат труда людей, воспитывать привычку беречь природные богатства: воду, тепло, электроэнергию. Обогащая представления о разнообразии и в то же время ограниченности природных ресурсов своего края, дети осознают зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационального и нравственно-экономического использования природных богатств, приобретают элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях.

Раннее разумное нравственно-экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, выработки стратегии поведения в природе и обществе, понимание того, что экономя электроэнергию, газ, воду, каждый из нас сберегает труд огромного количества людей, приумножает богатства страны.

 Все задачи нравственно-экономического воспитания дошкольников решаются в рамках учебной программы дошкольного образования  посредством обогащения различных видов детской деятельности экономическим содержанием. В программе уделяется большое внимание воспитанию у детей навыков и потребностей разумной экономии и бережливости, рационального использования энергетических и материальных ресурсов: умение беречь личное имущество и имущество группы, освоение правил пользования водой, электроэнергией, формирование основ нравственно-экономического мышления, элементарных знаний об экономике, приходах и расходах в семейном бюджете.

У некоторых педагогов, родителей дошкольников могут возникнуть вопросы: стоит ли в дошкольном возрасте поднимать проблему нравственно-экономического воспитания, как это связать с реализацией учебной программы дошкольного образования.

Если внимательно проанализировать учебную программу  дошкольного образования, то в каждой из образовательных областей можно найти задачи нравственно-экономического воспитания, особенно в таких, как «Ребенок и общество», «Ребенок и природа».

Так, например, в разделе «Ребенок и общество» (старшая группа) стоит задача «формировать основы нравственно-экономического мышления: элементарные знания об экономике, приходах и расходах в семейном бюджете, о необходимости соизмерения своих потребностей и возможностей семейного бюджета, потребностей других членов семьи».  Раздел «Трудовая деятельность» (старшая группа ) ставит задачу «формировать навыки бережливого отношения к предметам рукотворного мира…».  Образовательная область «Ребенок и природа» ( старшая группа) предполагает «формирование элементарных представлений о кризисном состоянии природы Земли, об основных источниках тепла, электричестве, правилах пользования ими…»

Хочу отметить, что одним из приоритетных направлений работы дошкольных учреждений в последние годы, является приобщение дошкольников к экономической культуре.

Примерное содержание экономических знаний должно отражаться в таких темах, как: «Моя семья», «Мой дом», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Детский сад», «Человек и его здоровье», «Профессии взрослых» и другие. Осваивая эти темы, наши воспитанники знакомятся с предметами рукотворного мира, с профессиями людей, занятых в создании этих предметов, сложным и длительным процессом их изготовления. Дети узнают, что все эти вещи созданы человеком благодаря огромному труду, природным ресурсам и энергии, которые окружают нас повсюду.

Процесс нравственно-экономического воспитания реализуется через различные формы его организации и виды деятельности. Приоритет отдается таким формам и видам деятельности, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности – различным видам игр: дидактическим, сюжетно-дидактическим, интеллектуальным, игровым комплексам.

Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и таким образом «обучаются» экономике. Возможность нравственно-экономического воспитания представляют сюжетно-ролевые игры «Семья», «Ателье», «Фабрика», «Завод», «Фирма». Дети берут на себя разные роли, создают реальную обстановку, где проявляют себя в разных ситуациях.

Воспитание бережливости возможно также и через общение со сказкой, рассказами, устным народным творчеством. Нравственно-экономическое воспитание прослеживается во многих сказках и рассказах: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Карасик» Н.Носова и другие. По художественным произведениям с детьми следует проводить не только беседы, но и рассматривать различные проблемные ситуации, экономические задачи, направленные на формирование нравственно-экономических представлений.

Овладение навыками бережливости осуществляется и в ходе общения с детьми и взрослых, когда в результате анализа тех или иных поступков некоторых детей уточняются представления о бережливости, развиваются чувства, формируются мотивы поведения, накапливается положительный опыт.

Однако многие дети, умея правильно оценить ситуацию в повседневной жизни, играх, в реальной ситуации не реализуют свои знания.

Для формирования нравственно-экономических качеств необходимо:

  • педагогу быть заинтересованным данной проблемой;
  • изменить позицию от стороннего наблюдателя к активному преобразователю, познакомиться с современными методами социально-нравственного воспитания;
  • Активизировать в работе с детьми практическую деятельность: поручения и различные конкретные доступные задания (понаблюдать за краном в туалетной комнате, проверить, не горят ли без необходимости лампочки, везде ли оклеены окна);
  • Использовать наглядные методы стимулирования («Экран наблюдений», « дневники наблюдений», « призы и награды) для поощрения детей;
  • Заинтересовать родителей проблемой нравственно- экономического воспитания дошкольников.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, основной задачей при конструировании образовательного процесса является наполнение повседневной жизни детей интересными делами и проблемами, идеями, включение каждого ребенка в содержательную деятельность, реализация детских интересов и жизненной активности. При этом главное – найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности, в которой он сможет проявить свои умения, свое творчество, активность, качества личности.

Современные образовательные программы, в том числе и «Пралеска» с личностно-ориентированным подходом опираются на то, что основной путь развития ребенка в период дошкольного детства – это обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка специфическими детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности.

Здесь целесообразно использовать в образовательном процессе метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта – к совместному планированию и реализации намеченного. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес детей, формирует навыки сотрудничества.

Образовательный процесс при этом строится «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями», на «партнерской деятельности взрослого с детьми». Этот метод позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса:

  • педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, а это одна из важных задач в повышении качества образования;
  • родители могут активно участвовать в значимом для них процессе социального развития детей;
  • деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Во время осуществления проектной деятельности дети и взрослые получают большой социальный опыт. Совместная работа обеспечивает приобретение опыта взаимодействия, помогает понять необходимость социального приспособления людей друг к другу.

Данный метод целесообразно  использовать в экономическом воспитании. Можно разработать такие проекты, как: «Маленькие берегоши», «Капля-раз, капля-два, будет целая река», «Берегите воду!» и др.

Например, работая над проектом «Маленькие берегоши, распределить детей на микрогруппы: «Теплоши», «Электроши», «Капитоши». Каждая микрогруппа имеет свои задания.  «Электроши» следят за экономией электроэнергии дома, в детском саду, собирают стихи, загадки, рассказы об электричестве, электроприборах, изучают, как попадает электричество в дом, где его можно встретить.

Дети микрогруппы «Теплоши» изготавливают картонные дома, учатся утеплять их, наблюдают за состоянием батарей дома и в группе в зависимости от погоды; помогают взрослым утеплять окна в доме и в саду; проводят опыты, эксперименты для выбора способов сохранения тепла в разных условиях.

Ежедневно во второй половине дня дети обмениваются полученной информацией, делятся своими впечатлениями от увиденного и услышанного, высказывают свои суждения, делают выводы.

Результаты ежедневных наблюдений, практических дел дети отмечают на экранах или в дневниках наблюдений. В конце недели педагог с детьми подводит итог проделанной работы.

На заключительном этапе дети совместно с родителями и педагогами с большим удовольствием  демонстрируют свои дома с современными энергосберегающими приборами, макет электростанции, плакаты по сбережению воды, тепла, электроэнергии, рассказывают о своих добрых делах, акциях бережливости, знакомят гостей со своей самодельной книгой «Неизведанное рядом», в которой собраны рассказы детей о бережном отношении их самих и окружающих к природным богатствам.

Работа над проектами показывает активную позицию дошкольного учреждения в плане построения образовательного процесса и влияет на личную социальную позицию педагогов, детей и родителей.

Формы работы по нравственно-экономическому воспитанию в дошкольных учреждениях могут быть разнообразными. Но на сегодняшний момент наиболее актуальным является метод проектов, который дает возможность в увлеченной , интересной, познавательной , активной совместной деятельности донести до каждого ребенка такие сложные понятия, как «экономить», «беречь», «электроэнергия», «природные ресурсы» и другие понятия и приобщить детей к ценностям нравственно-экономической культуры.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.