Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Вы зашли на сайт нашего учреждения дошкольного образования. Кто Вы?
Всего 65 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 78 человек

Воспитание валеологической культуры детей дошкольного возраста

Дата: 26 января 2015 в 13:11, Обновлено 28 января 2015 в 18:05
Автор: Авдей Н. Е.

Воспитание валеологической культуры детей дошкольного возраста.

Валеологическая культура ребенка, рассматривается как совокупность нескольких компонентов осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а также самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской помощи, психологической самопомощи. Исходя из этого, можно конкретизировать задачи воспитания валеологической культуры дошкольников. Это формирование осознанного  отношения к здоровью как  ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье, становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской, психологической помощи.

Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.

Также очевидно, что становление валеологической культуры  человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве  накопили некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода, основ безопасности детей дошкольного возраста, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. Этот опыт должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольного учреждения.

Проблема реализации этого опыта в ДУ связана с необходимостью

  • определения оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать  валеологически культурных дошкольников;
  • создания механизмов включения валеологического содержания в педагогический процесс;
  • Определение особенностей взаимодействия педагога и ребенка в ходе освоения валеологических умений и навыков, технологии валеологического сопровождения дошкольника;
  • Создание валеологически развивающей среды ДУ;
  • Формирования подходов к взаимодействию с семьей.

Представляется также значимым определить такие внешние факторы развития, которые бы активизировали и инициировали потенциальные возможности детей, содействуя эффективному решению обозначенной проблемы.

Процесс воспитания валеологической культуры дошкольников должен быть организован как целостный: задачи валеологического воспитания должны  решаться во всех видах детской деятельности. Исходя из этого, конкретизируется содержание взаимодействия педагога и ребенка в каждой возрастной группе, отбираются адекватные методы и приемы.

Целесообразно использовать технологию целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности, что означает:

*субъективную позицию педагога в решении задач профессиональной деятельности;

*педагогическую диагностику как основу для проектирования педпроцесса;

*субъект-субъектное взаимодействие педагога с ребенком;

*дифференцированный подход к воспитанникам в процессе педагогического взаимодействия;

*эмоционально-комфортную, взаимообогащающую атмосферу в ДУ;

*наличие материальной развивающей среды, инициирующей проявление субъективных качеств и свойств ребенка, содействующей его воспитанию и развитию;

*открытость педагогического процесса и педагогического сообщества к продуктивному взаимодействию с семьей;

Исходя из этого, к числу первичных педагогических условий воспитания валеологической культуры дошкольника можно отнести субъективную позицию педагога, которая позволяет ему постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность.

Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи. Ее становление и обогащение осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями:

*индивидуальное консультирование родителей врачом и психологом;

*выпуск газеты «Расти здоровым»;

Тематика газет может быть следующей:

«Если у ребенка ОРВИ», «Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка», «Домашняя аромотерапия Рецепты аромотерапии в оздоровлении детей», «Предупреждения нарушений и утомления зрения», «Игры с острова Здоровья», «Витаминотерапия и оздоровление детей», «Учитесь болеть без  лекарств», «Тайны здоровой пищи», «Зарядка, которую хочется делать», «Целебные травы в процессе оздоровления детей». ( Журнал «Дошкольное воспитание» 2004, №11. Статья «Будь здоров малыш! Валеологическая газета – одна из форм сотрудничества ДОУ с семьей». Стр.16)

Здесь:

Выпуск газеты №1- «Семь родительских заблуждений о морозной погоде»», выпуск №2 «Чтоб улыбка сияла», рубрики: мама- первый стомотолог; привычка – вторая натура; зачем идти к врачу? Кое-что о зубной счетке;

Выпуск №3 – «Не такой упорный недуг респираторный» (лечебная гимнастика, комплексы упражнений);

* семинары-практикумы по обретению родителями валеологических профилактических умений и навыков;

*встречи с врачами – специалистами;

*устный педагогический журнал;

Важным условием воспитания и развития ребенка является создание валеологически развивающей среды.

Это правильно оборудованные физкультурные уголки в группах, которые содержат: атрибуты для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастик, коррекции осанки. Зоны здоровья с дидактическим играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу. Зоны тишины и покоя (уголки уединения), позволяющие ребенку отдохнуть и расслабиться, побыть наедине с собой.

Создавая валеологически развивающую среду, необходимо научить ребенка ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Таким образом, характер взаимодействия педагога и ребенка в валеологической среде определяется как педагогическая поддержка: взрослый поддерживает ребенка, направляет его и помогает ему активно использовать среду в решении обозначенных задач.

Педагогическая поддержка -  особая сфера педагогической деятельности. Важным ее условием является диалог и сотрудничество взрослого и ребенка в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизация самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать. Если ребенок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то педагогическая поддержка заключается в похвале и поощрении, ориентации на успех, организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то педагог должен в процессе индивидуального взаимодействия вводить его в среду, предлагать совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами, поощрять его действия.

Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается в том  числе активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому педагогу  необходимо поддерживать эту активность, создавать условия для возникновения интереса к решению задач  валеологического содержания и успешности  этого решения. Это возможно путем  обеспечения индивидуального психолого-педагогического-медико-валеологического сопровождения ребенка.

Его задачами являются следующие:

*комплексная диагностика и проектирование индивидуального валеологического образовательного маршрута ребенка;

* проектирование валеологически целесообразного педагогического процесса, учитывающего особенности развития ребенка и содействующего укреплению и сохранению его здоровья;

*организация взаимодействия дошкольника с педагогом и специалистами (врач, медсестра, педагог-психолог, педагог изостудии, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания) в условиях целостного педагогического процесса;

*оперативная корректировка педагогического процесса, направленного на решение задач воспитания валеологической культуры дошкольников и задач воспитания и развития в целом;

Решение поставленных задач службой сопровождения содействует становлению валеологически культурного человека. Ребенок обретает опыт здравотворчества, здорового образа жизни; этому содействует согласованная деятельность педагогического коллектива и семьи, организация режима дня и питания детей, сред, с которой взаимодействуют дети. С раннего возраста ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее. Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников будет обеспечено взаимодействием следующих педагогических условий:

*компетентность педагогов в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;

*валеологическая культура семьи;

*интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс ДУ;

*создание валеологически развивающей среды в ДУ и педагогическая поддержка ребенка в ней.

*проектирование индивидуального психолого-педагогического-медико-валеологического сопровождения ребенка в ходе освоения валеологической культуры.

 

Литература: Журнал «Дошкольное воспитание» 2004, №11.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.